В.С. Преображенский "Нравственное воспитание скаута". ЧАСТЬ 3.  

Добрые услуги, наконец, вы обязаны делать не только родным и знакомым, не только товарищам, но и всем другим людям, без исключения. Случаев для таких услуг, особенно в больших людных городах, представляется множество. Нужно только уметь "смотреть". Помните, что скаут первый обязан броситься на помощь там, где эта помощь требуется, например, при каком-нибудь несчастном случае на улице. Но для этого вы всегда должны "БЫТЬ ГОТОВЫ". "БЫТЬ ГОТОВЫМ" - в данном случае значит, прежде всего, заранее изучить и усвоить те навыки, которые необходимы для вас, чтобы оказать действительную помощь при различных уличных инцидентах. На улицах нередко случаются обмороки; кто-нибудь поскользнётся и вывихнет себе ногу; кого-нибудь переедет автомобиль; кто-нибудь попадёт под трамвай и сломает себе ногу или руку и т.д. Очевидно, что вам предварительно нужно изучить перевязки и средства подачи первой помощи, чтобы быть действительно полезными в подобных случаях. Часто к вам обращаются с вопросом, как пройти в такую-то часть города, какой трамвай взять на такую-то улицу, где находится такой-то магазин или такое-то учреждение. Ясно, что вы должны быть хорошо знакомы со своим городом, если хотите оказать услугу.

Лучше всего, если каждый раз, когда вы не сумеете оказать помощь, вы будете заносить этот случай в свою записную книжку. Дома на досуге вы можете тогда подумать, что бы вы могли при этом сделать, и приготовиться соответствующим образом. Тогда в следующий раз, если подобный инцидент повторится, вы уже не будете чувствовать себя таким беспомощным и растерян-ным. Вы будете знать, что нужно делать. Мало-помалу, таких случаев, когда вы не знаете, что делать, будет становиться для вас всё меньше и меньше. И могу вас уверить, что это сознание своего умения быть полезным при всевозможных обстоятельствах, сознание, что не растеряешься в нужную минуту и сумеешь привести в исполнение свой долг оказать первую помощь, - это сознание чрезвычайно приятно. Появляется уверенность в себе и хорошее чувство по отношению к другим людям, когда смотришь на них и думаешь: "я могу и очень хочу быть вам полезным, если вам потребуется".

Для хорошего скаута вообще очень мучительно чувствовать свою беспомощность, сознавать, что он ничего не может сделать там, где его услуги были бы очень нужны и полезны, всё равно, где бы это ни случилось: на улице, в школе или дома. Испортился, допустим, электрический звонок в доме, и посетитель принужден часами ждать у дверей в ожидании, что кто-нибудь случайно их откроет; перегорели провода, и вся квартира погрузилась во тьму кромешную, где обитатели стукаются лбами о косяки и наступают друг другу на мозоли - все подобные беспорядки скаут близко принимает к сердцу, потому что все они направлены лично против него, против его скаутского достоинства, все они точно дразнят его и говорят: "А вот ты не умеешь поправить дело: плохой ты скаут!" Скаут всегда серьёзно займётся вопросом о причине беспорядка и, если не сможет помочь в этот раз, научится это делать в следующий.

"Быть готовым", с другой стороны, значит также для каждого скаута, где бы он ни был, и чем бы ни был занят, думать про себя: "Что может здесь случится?" и "Что я должен делать в данном случае?"

Таким образом, вы готовы действовать, и, если несчастье действительно случится, вы первым должны броситься на помощь. Не ждите, когда это будет сделано кем-нибудь другим. Для скаута это - позор.

Никогда не ждите благодарности за добрую услугу. Оказав её, постарайтесь незаметно стушеваться. Вы сделали доброе дело; остальное вас не касается. Помните золотые слова мудреца Семея: "Обязанности наши, а следствия Божии".

Благодаря скромности и бескорыстию, добрая услуга только выигрывает. Не беспокойтесь: память о ней не умрёт в душе того, кто воспользовался вашей услугой, и рано или поздно если не вам, то кому-нибудь другому, быть может, другому скауту, он отплатит также доброй услугой.

Само собой понятно, что скауты никогда не берут, если им предложат "на чай" за услугу, вежливо говоря в таких случаях: "Благодарю вас, но я — скаут; наши правила не позволяют ничего брать за услугу". "На чай" ставит вас в ложное положение относительно всех. Нельзя, по-товарищески, работать с человеком, если думаешь о том, сколько получишь, или если он думает, сколько он должен дать "на чай". Между тем, работа всякого скаута должна носить характер товарищеской помощи. Понятно, что настоящее вознаграждение за труд совсем другое дело, и вы в праве его принимать.

Если за вашу добрую услугу вам отплатят тем же, то постарайтесь такому человеку немедленно оказать новую услугу. У хороших скаутов из этого возникает иногда своего рода благородное состязание.

"Это очень интересный спорт, сэр, - говорил мне однажды один английский скаут, — вы оказываете добрую услугу, вам отвечают тем же. Вы делаете снова, вам опять возвращают. В конце концов, входишь в азарт и хочешь не-пременно, чтобы последнее слово было всё-таки за вами. И если этого добьёшься, то всегда приятно чувствовать, что победа осталась на вашей стороне!"

Да, это благородная победа, мой милый мальчик! - думал я, смотря в его разгоревшееся лицо. Было бы очень хорошо, если бы все мы могли увлечься таким спортом. Это скаутский спорт.
В конце концов, несомненно, очень приятно сознавать, что другим даёшь больше, чем сам от них получаешь.

Оказывая добрые услуги, бойтесь и избегайте механичности, т.е. привычки делать доброе дело просто по обязанности, во имя исполнения известного параграфа скаутского устава, при чем ваше сердце в этом совершенно не участвует, и вы остаётесь холодны и равнодушны и к самому делу, и к тем лицам, кому вы оказываете услугу. Случается порой, что доброе душевное движение и доброжелательство к людям руководят только на первых порах, когда мальчик только еще начинает практику добрых услуг. Постепенно эти добрые побуждения исчезают, оставляя простую механическую привычку к услугам, не согретую теплом любви и расположения к людям.

Вы знаете, вероятно, что самая трогательная молитва, полная глубокого захватывающего смысла, может превратиться в простое невнятное бормотание, когда губы бессознательно произносят слова, рука автоматеически творит крестное знамение, а мысли в это время блуждают где-то далеко-далеко и совершенно не связываются с молитвой; человек думает о чем-нибудь совершенно постороннем.
То же самое может случиться и с вашими добрыми услугами: останется одна форма без внутреннего содержания. Это опасно, и случается чаще всего тогда, когда мальчик для собственного удобства избирает одну какую-нибудь форму ежедневной доброй услуги.

Я знал одного мальчугана, который, исполняя этот параграф скаутского устава, выхлопотал себе позволение дома ежедневно накрывать на стол. Это было очень легко, очень удобно, очень определенно. Не требовалось никаких навыков, никакой подготовки, а, главное, совсем не нужно было ежедневно беспокоить себя мыслью: «Что бы сегодня сделать хорошего?» Не надо было также и «смотреть» вокруг себя, т.е. разыскивать людей, которым требовалась бы помощь. Видите, как хорошо придумано: накрыть на стол в определенный час, и дело в шляпе! Весь остальной день свободен и не о чем больше беспокоиться.

Конечно, даже это лучше, чем ничего. Но так вы далеко не уйдете. Вы замерзните на одной точке, и ваше воспитание не подвинется в этом направлении ни на один шаг вперед. Скаут не должен превращать себя в механическую куклу, где бой часов нажимает пружинку – и выскакивает добрая услуга. Автомат для накрывания стола – это не скаутский идеал.

Знайте, скауты, что в скаутской доброй услуге самое главное - не услуга сама по себе, не то, что вы делаете (почему и допускаются в скаутизме самые маленькие услуги), а желание помочь, доброжелательное отношение и забота о тех людях, кому вы помогаете. Эта-то забота, эта постоянная мысль о других и составляет главную ценность скаутизма и двигает вас вперёд по пути нравственного воспитания.

Я знаю, вы спросите меня: ну, а что же нам делать, если нет этой мысли о других, если нет никакого желания позаботиться о ком бы то ни было? Вот нет, да и все тут!

Я отвечу так: если у вас вялое настроение и равно-душное отношение к другим, вы все же ищите случая и делайте свою добрую услугу, конечно, не в одной и той же форме. Здесь наблюдается такой закон: внешнее выполнение доброй услуги, обыкновенно, вызывает и соответствующее внутреннее настроение. Вы можете начать добрую услугу совершенно равнодушно, а кончите тем, ЧТО почувствуете искреннее расположение к тому, кому ее оказываете. Мы любим тех, кому делаем добро, и ненавидим тех, кому делаем зло.

Итак, не беспокойтесь: нужное настроение и доброжелательство могут явиться, пусть даже вы вначале и были равнодушны. Порой они являются даже в том случае, когда вы по каким-нибудь причинам чувствуете антипатию, когда вы предубеждены против того человека, которому делаете добро. Поэтому даже это не должно вас останавливать.

Исключения из этого закона встречаются редко, особенно среди молодежи. Конечно, может так случиться, что за добро вам отплатят злом и тем нарушат ваше доброжелательное настроение. Но это уже не ваша вина. Все, что вам остается тогда сделать, это - проявить наибольшую сдержанность и подумать про себя: «Я исполнил свой скаутский долг, а остальное меня не касается».

Проверьте, впрочем, себя: не было ли в вашем поведение и даже в самой услуге, быть может, в той манере, с какой вы ее оказали, чего-нибудь оскорбительного. Встречаются гордые натуры, которых излишняя услужливость раздражает, особенно если в ней есть оттенок снисходительности или подчеркнутого соболезнования. Тогда она кажется им или навязчивостью или чем-то в роде милостыни.
Без всякой причины человек редко отвечает злом за добро. Если это случится, вы имеете, конечно, полное право защищать себя от злой выходки. Но не будьте мстительны. Чаще всего, это не останавливает, а только раздувает взаимную вражду.

Есть скауты, которые умеют на зло отвечать новыми услугами. Это - рыцарская месть, рассчитанная на порядочность противника. Но с этим надо быть осторожным.

Конечно, евангельски идеал требует, чтобы мы делали добро ненавидящим нас. Но это предполагает, прежде всего, внутреннюю любовь к ним («любите врагов ваших»). Сострадание к врагу, который попал в несчастье и больше не может нам вредить, может быть у каждого из нас. Это естественно и нетрудно и для скаута, как в былые времена для рыцаря - обязательно. Это - великодушие, до которого мы все можем возвыситься, и плох тот человек, который продолжает бить поверженного противника. Но любить врага, который ничуть не слабее вас, который проникнут к вам злобой и совсем не нуждается в вашем сострадании или в ваших услугах, - на это способны только люди очень высокого нравственного совершенства. Между тем, без этой любви добрая услуга, особенно, если она делается слишком напоказ, кажется или местью или лицемерием. Поэтому в противнике она почти не вызывает хорошего чувства. Люди так не привыкли видеть в других образцы нравственного совершенства, что исключительную доброту и великодушие, когда на зло отвечают добром, часто объясняют трусостью и заискиванием, Доброту принимают за слабость и разнуздываются еще больше, переставая совершенно считаться с вами. Вот почему в подобных случаях, если вы найдете в себе нравственную силу ответить на злую выходку добром, лучше сделать это так, чтобы не вызвать подозрения в собственной слабости или трусости. Можно сделать, например, добрую услугу не лично, а через чье-нибудь посредство так, чтобы ваше инкогнито было сохранено. В этом случае, если даже в последствии и откроется, что добрая услуга идет от вас, все же трудно будет заподозрить вас в слабости и в желании подслужиться и оградить себя от новых злых выходок.


НАЧАЛО. ЧАСТЬ 1.
НАЧАЛО. ЧАСТЬ 2
ПРОДОЛЖЕНИЕ. ЧАСТЬ 4
ОКОНЧАНИЕ. ЧАСТЬ 5.
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Hosted by uCoz