В.С. Преображенский "Нравственное воспитание скаута". ЧАСТЬ 1.  

Вслед за вопросом о развитии религиозного чувства перед нами встаёт вопрос о развитии чувства нравственного.

Строго говоря, главную основу нравственности составляет любовь к другим людям и, следовательно, нам необходимо воспитывать в себе это чувство любви к другим.

—Зачем это надо? — спросите вы.

Дело в том, отвечу я, что любовь - это та внутренняя сила, которая объединяет и сближает людей. Русское государство есть не что иное, как громадное здание, где мы все являемся кирпичиками, а цементом должна служить любовь. Как бы ни был хорош архитектурный план здания, без цемента оно не может быть прочным и рассыпается при первой буре. Политические учреждения, правительственная власть, законы, ограничивающие эгоизм отдельных лиц, — всё это представляется скорее железными скрепами, гигантскими обручами, набитыми на здание и внешней силой принуждения сдерживающими государство от распада. И посмотрите, что случилось у нас в России, в революционное время: лопнули обручи, стягивавшие здание, и посыпались мы во все стороны, как кирпичи обваливающегося дома. Не было достаточно в нашем доме цемента, не было общей связывающей любви. Слишком много каждый думал о себе, о своих интересах и не хотел считаться с интересами других. Эгоизм, себялюбие и честолюбие разъединяют людей.
Часто спорят о том, что, прежде всего, нужно для прочности и благоустройства государства. Одни говорят, что нужны хорошие порядки, хорошая система управления и с этого начинать постройку государственного здания. Другие говорят, что порядки и система не имеют большой важности, что, дурные люди испортят и хорошие порядки и что, следовательно, сначала нужно воспитать хороших людей, а потом думать о порядках.

Кто прав? Строго говоря, и те и другие отчасти правы, отчасти не правы. Для прочности и благоустройства государства нужны и хорошие порядки и хорошие люди.

Это совершенно верно. Но вот вопрос: что от чего зависит? Что является причиной и что следствием? С чего надо начинать? Что следует поставить в первую очередь: порядки или хороших людей? Совершенно справедливо, что хорошие порядки без хороших людей быть не могут. Поставьте вы вора или бесчестного, беспринципного человека во главе идеально-организованного предприятия, и, как бы вы его ни контролировали, он всегда найдёт случай украсть или испортить, ради своих корыстных целей, самую идеальную организацию. С другой стороны, верно также и то, что дурные порядки, произвол, насилие, бесправие — всё это препятствует появлению хороших людей, воспитывая лишь трусов и рабов.
Где же выход? Или мы зашли в тупик?

Покойный русский историк, В.О. Ключевский, разбирая этот вопрос, разрешает его так:

—Самый вопрос, - говорит он, - поставлен здесь неправильно. Люди и по-рядки вовсе не находятся между собой в отношениях родителей и детей. И то и другое растёт и развивается параллельно и одновременно не так, что одно предшествует другому. И хорошие люди, и хорошие порядки, развиваясь одновременно, вырастают из одного общего источника, и этим третьим, общим источником являются хорошие частные взаимные отношения между людьми. Из этих частных хороших отношений рождаются хорошие порядки, и в этой же атмосфере взаимного доброжелательства, воспитываются хорошие люди.

Итак, вот что нужно, прежде всего: взаимная любовь, взаимное доброжелательство, взаимное доверие, взаимное понимание и взаимные, хорошие отношения.

Таким образом, внося в нашу жизнь любовь к другим и, улучшая взаимные отношения между людьми, мы работаем на пользу всего государства, укрепляем его и содействуем его благоустройству.
Следовательно, это - наш долг.

И подумайте, как хорошо: в исполнении этого долга перед родиной мы все, без исключения, можем принять участие, так как каждый, может внести любовь, нежность, доброжелательство в свои отношения к другим людям, его окружающим. Выполняя этот долг, каждый из нас может принести пользу родине, хотя не каждый призван играть выдающуюся роль государственного или общественного деятеля. Не говорите поэтому: "Что я могу сделать для России? Я - одинокий, маленький, слабый!"

Вы знаете теперь, что вы можете сделать.
Порой мне кажется, что люди ссорятся и злятся друг на друга просто по недоразумению или по глупости. Тот, кто хоть раз изведал прелесть взаимной любви и дружбы, кто хоть однажды был обвеян этой ласкающей атмосферой общего доброжелательства, доверия и предупредительности, тот всегда будет к этому стремиться и давать другим достойный пример. Обстановка, где царит злоба и ненависть, ему будет невыразимо тяжела.

Для неисправных эгоистов, которых трудно убедить такими доводами, я скажу следующее: общая взаимная любовь, в конце концов, выгодна для каждого. Представьте себе, что в вашем патруле-звене восемь человек. Все ссорятся, бранятся друг с другом, и каждый думает и заботится только лишь о себе. В результате о каждом заботится только один человек, именно он сам...

И вот другая картина: все любят друг друга, живут дружно между собой, каждый заботится о других больше, чем о себе. Очевидно, что в этом случае о каждом члене патруля заботятся все остальные, т.е. семь человек.

Спрашивается: что больше - один или семь человек?
Ответ здесь ясен: для каждого выгоднее, если о нём заботятся семь человек, а не один, не говоря уже о том, что таким образом сберегается масса времени и энергии, которая при других отношениях тратится на взаимные препирательства и ссоры. А как сберегаются нервы! Как улучшается настроение духа, повышая тем самым продуктивность работы!...

Я думаю, что мне нет необходимости говорить об этом слишком долго. Вы, скауты, сами почувствуете всю прелесть хороших взаимных отношений, если вы сумеете их установить, если решительно встанете на путь любви и взаимного доброжелательства.
Можно различными способами воспитывать в себе чувство любви к другим, и в скаутизме, одним из внешних средств такого воспитания, служат ежедневные добрые услуги, оказываемые другим.
"Доброта и обходительность - две великие добродетели", говорит испанская пословица. Другая гласит: "Оказывай услугу, не обращая внимания на то, ко-му ты её оказываешь". Это значит: будь добр и внимателен ко всякому - великому и малому, бедному и богатому.
Великой чертой в характере каждого настоящего рыцаря было то, что он постоянно оказывал добрые услуги и помогал всякому. Он знал, что каждый должен рано или поздно умереть, но полагал, что прежде, чем наступит этот час, каждый из нас должен сделать доброе дело.

Так как скаутский устав составлен по образцу рыцарского, то в него также включена обязанность каждый день оказывать кому-нибудь добрую услугу. Размер такой услуги не имеет большого значения. Можно, например, помочь кому-нибудь в работе - особенно тем, у кого в доме нет взрослых мужчин; помочь товарищу приготовить уроки и объяснить ему то, чего он не понимает; отнести обед или лакомство бедным детям; сбросить стекло с дороги, где ездят на автомобилях, на велосипедах, или где играют дети; присмотреть за маленьким ребёнком, если его родители заняты; принести дров; подмести или очистить от снега дорогу; подобрать разбросанные клочки бумаги; написать за неграмотного человека письмо или прошение; убрать с дороги камень или заровнять яму, на которой спотыкаются прохожие; починить изгородь; приготовить обед, если нет того, кто умеет готовить; накрыть на стол; исполнить какое-нибудь поручение, например, отнести пакет на почту; посыпать песком обледенелую дорогу; подмести тротуар; уступить своё место в вагоне; помочь нести что-нибудь старику или женщине; помочь извозчику, если сломалась оглобля или соскочило с оси колесо, помочь или предложить свои услуги где-нибудь на дороге сменить шину автомобиля, в особенности, когда это случается с женщинами, управляющими автомобилями, и т. д.


ПРОДОЛЖЕНИЕ. ЧАСТЬ 2.
ПРОДОЛЖЕНИЕ. ЧАСТЬ 3.
ПРОДОЛЖЕНИЕ. ЧАСТЬ 4.
ОКОНЧАНИЕ. ЧАСТЬ 5.
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Hosted by uCoz