В.С. Преображенский "Нравственное воспитание скаута" ЧАСТЬ 2.  

Собственно говоря, найти случай оказать добрую услугу очень не трудно. Нужно только уметь "смотреть", как говорят скауты, т.е. быть наблюдательным. Всегда легко заметить какой-нибудь беспорядок, который вы можете устранить, легко заметить человека, которому вы можете помочь. Надо присматриваться к людям и стараться догадаться, что кому нужно. После некоторой практики это достигается легко.

И всё-таки может случиться, особенно на первых порах, что в течение дня вы не найдёте для себя случая оказать добрую услугу. Тогда проще всего, если вы прямо обратитесь к кому-нибудь из домашних и спросите, не можете ли вы быть чем-нибудь полезным. У мамы всегда масса хлопот по дому и она всегда будет рада вашей помощи.

Вообще, лучше начинать практику добрых услуг с лиц для вас наиболее близких. Вы знаете их лучше; знаете, что им нужно; знаете, каким образом вы можете сделать что-нибудь приятное. И здесь, скорее всего, вы почувствуете, как приятно заботиться о других и оказывать добрые услуги людям.

Постарайтесь, прежде всего, в родной семье, в кругу близких, оправдать своё высокое звание скаута. Постарайтесь, чтобы здесь слово СКАУТ произносилось не с насмешкой и иронией, а с уважением и с теплым, доброжелательным чувством. Этого лучше вы достигнете добрыми услугами и своею заботливостью об окружающих. Иногда придётся, быть может, поступиться своими интересами, своим удовольствием, но скаут всегда готов поступиться ими, если это нужно.

Однажды, разговаривая с мамой одного мальчика, я спросил, как относится ее сын к близким домашним. "О, - сказала она, - он у меня настоящий скаут!" И в ее голосе было столько гордости и любви! Вот комплимент, который, прежде всего, должен заслужить каждый скаут!

Знал я также мальчика, который очень хорошо относился к товарищам и среди них считался славным малым. Но в кругу родной семьи он был совершенно невозможен: груб, деспотичен, упрям и капризен. Особенно доставалось от него младшим. К счастью, он не был скаутом. Для скаута это - позор. К младшим относитесь вежливо и доброжелательно, и никогда не злоупотребляйте своим старшинством, не заставляйте их делать то, что можете сделать сами.

У всех скаутов установлен "день матери" - 1 декабря каждого года. В этот день сделайте особенно приятное вашей маме. Выразите ей чем-нибудь свою любовь. Будьте весь день особенно ласковы, нежны и предупредительны с нею. Если она далеко - напишите ей ласковое письмо. Если мамы нет - по-мяните ее и отнесите на ее могилу цветы.

Не забудьте же 1 декабря!

Родная семья это - первая и самая лёгкая ступень, где легче всего и приятнее делать добрые услуги. Следующим вашим шагом должно быть оказание добрых услуг в школе и среди товарищей.
Случаев для услуг здесь вы найдёте сколько угодно, и я хотел бы дать только два совета. Обратите особенное внимание на слабых мальчиков, главным образом, на тех, кого обижают товарищи. Они особенно нуждаются в заботе и внимании. Возьмите их под своё покровительство и защиту. Быть может, из-за них вам придётся столкнуться с другими товарищами. Не бойтесь. Помните, что рыцари и скауты всегда стоят на стороне слабых и их защищают. Если даже и придётся вам немножко пострадать, не падайте духом, так как вы пострадали за правое дело. Соберите всё своё мужество, все свои силы и не уступайте ни на шаг. Снова и снова вступайтесь за обиженных, не думая о себе слишком много. Знайте, что, в конце концов, вы победите. Правда в конечном итоге всегда побеждает. Вас поддержат другие товарищи, в которых есть чувство чести и справедливости.

Иногда в классе бывают парии, которых никто не любит. Обыкновенно, для этого есть какие-нибудь причины. Чаще всего, класс преследует фискальство, подхалимство, желание подслужиться к учителям. Можно защищать и таких мальчуганов, но надо поставить необходимым условием, чтобы они бросили свои дурные привычки. Если вы сумеете приобрести влияние на такого мальчугана и заслужить его доверие и расположение, поговорите с ним искренно и серьёзно, скажите ему прямо, почему его не любят товарищи, посоветуйте исправиться и возьмите с него честное слово, что он изо всех сил будет бороться с дурной привычкой. После этого поручитесь за него пред классом, защищайте его от несправедливых обид и нападений, и помогите ему в борьбе с самим собой и своими недостатками. Если заметите в нём вдруг дурной, злой порыв [допустим, в злобе на товарища он бежит жаловаться в инспекторскую], остановите или задержите его, как сумеете - убеждением, шуткой, разговором. Часто достаточно бывает дать такому мальчику время, чтобы он остыл, чтобы прошел первый порыв злобы, и он не сделает того, что хотел сделать сначала.
Не смешивайте только подхалимство с вежливостью, и фискальство с сообщением про обязанности, к примеру, дежурного. Подхалимство - это заискивание перед учителем, желание заслужить его расположение не делом, не успехами, не вниманием в классе, не искренним уважением и любовью, а подобострастием и совершенно ненужными услугами и подарками единственно с корыстной целью. Фискальство - это желание во что бы то ни стало насолить товарищу, подвести его под наказание; часто это беспричинный и ненужный донос с единственной целью - выслужиться.
Много и других дурных привычек вы заметите среди товарищей и, если вам удастся кого-нибудь из них исправить, заставить отказаться от дурной привычки, то вы окажите самую хорошую добрую услугу классу, о какой только можете мечтать.
Не забудьте навестить больного товарища. Если он скучает, постарайтесь его развлечь, рассказать что-нибудь весёлое и интересное. Поговорите с товарищами и напишите ему совместно хорошее, ласковое, сочувственное письмо. Нич-то так не ободряет и не сближает людей, как выражение сочувствия и симпа-тии в минуты горя и несчастья.

Другой мой совет: сближайтесь, оказывая добрые услуги, преимущественно с теми из ваших товарищей, в которых заметите скаутский дух. В классе вы всегда найдёте мальчиков, которые, не состоя в скаутской организации, являются настоящими скаутами по природе, по характеру; и всегда есть группа разнузданных хулиганчиков или, ещё хуже, - снобов, которые, к сожалению, часто руководят классом и дают ему тон. Снобы - это самая противная разновидность школьного типа. Они всегда франтовски одеты, надушены, напомажены и очень дорожат своей прекрасной наружностью. Обыкновенно, они развращены и вкусили всех грязных прелестей жизни. Они посещают злачные места. Они постоянно охорашиваются и рисуются, принимая изысканно-грациозные позы. Прислушайтесь к их разговору: всегда одни и те же пустые темы, грязные анекдоты, игры в карты, рестораны, разгул, новые ухаживания и т.д. Дальше этого их убогий кругозор не расширяется. К товарищам они относятся свысока, снисходительно-пренебрежительно. Они сами кажутся себе людьми высшей породы, а все остальные, кто не может одеваться по последней моде, кто не может или не хочет посещать злачные места и купаться в грязи жизни, кто чисто и хорошо относится к женщинам, — кажутся им жалкими или смешными.

Сноба исправить почти невозможно. Нужны исключительные обстоятельства, почти трагедия, чтобы оздоровить такую натуру. Даже, если вы окажете ему добрую услугу, он примет её пренебрежительно-снисходительно, как должную дань преклонения пред своим превосходством. Поэтому, лучше всего, если вы будете обходить таких господ полным равнодушием, не выражая ни восторга, ни преклонения пред их снобизмом.

Совсем другое дело - хулиганчики. Среди них встречаются прелестные, весёлые ребята, и только дурной вкус, избыток энергии, ведущий к неограниченному озорству, слабая воля и неправильное понимания того, в чём состоит истинное мужество и геройство, делают их такими развинченными и бесшабашными. Этот тип рождается, главным образом, на почве того уважения, которым молодежь, особенно зелёная, окружает грубые выходки против старших, дерзкие шалости и своеобразное ухарство. Хулиганчики, обыкновенно, - герои школы, и все свои бесшабашные выходки они проделывают главным образом для того, чтобы заслужить популярность среди товарищей. Но как только они замечают, что их проделки не вызывают ни восторга и ни удивления, у них исчезает всякое вдохновение и, если при этом их молодую энергию удаётся направить в хорошую сторону, то из них выходят отличные мальчуганы. Вот почему подобные озорники и хулиганчики нередко становятся хорошими скаутами.

Чтобы привлечь их на свою сторону, для этого и надо сблизиться с хорошими, стойкими товарищами, в которых вы заметите зачатки скаутских идей и настроений и, в которых есть стремление заняться самовоспитанием. Хорошо, если вместе с ними вы сумеете организовать кружок самовоспитания и сплотиться настолько, чтобы давать тон всему классу. Тогда у вас образуется надёжное, хорошее ядро, о которое разобьётся и снобизм и хулиганство. Почтенные представители последнего течения, наверное, примкнут к вам, если, в общей массе класса, вы сумеете создать такое настроение, что их проделки встретят не одобрение, а порицание.

Если вы сумеете создать в среде товарищей такой кружок самовоспитания, проникнутый скаутским духом, и сплотите в нём лучшие элементы класса, вы сделаете уже большое доброе дело.
Как вести такой кружок и что в нём делать, это, вопрос довольно сложный, замечу здесь лишь кратко, что лучше всего, если в основу такого кружка, вы положете скаутские законы и сделаете исполнение их обязательным для всех членов кружка. Кроме того, в программу кружка, можно ввести изучение биографий великих людей, скаутские комнатные игры, доклады и обмен мнений по вопросам самовоспитания и много других хороших вещей.


НАЧАЛО. ЧАСТЬ 1.
ПРОДОЛЖЕНИЕ. ЧАСТЬ 3.
ПРОДОЛЖЕНИЕ. ЧАСТЬ 4.
ОКОНЧАНИЕ. ЧАСТЬ 5.
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Hosted by uCoz