Впервые высказанная здесь Баден-Поуэллем мысль о влиянии охоты, выслеживания зверя и разведок в обстановке лесной жизни на развитие сообразительности, находчивости и остроты мысли, является основным мотивом и разрабатывается подробнее в двух других его книжках «Reconnassance and Scouting» и «Aids to Scouting».
Книжки эти ставят вопрос уже гораздо шире и, не ограничиваясь исключительно областью охоты, дают общие указания тех средств и способов, при помощи которых могут развиться физические качества и качества характера, необходимые для хорошего скаута. Последняя из этих книг, использованная отчасти в воспитательной практике некоторых английских школ, и была переработана позднее Баден-Поуэллем для английской молодежи применительно к ее психологии и условиям ее жизни, дав начало, таким образом, его книге, чрезвычайно популярной в Англии, «Scouting for Boys».
В первоначальном своем виде «Aids to scouting» предназначалась, главным образом, для солдат разведочной службы.
В этой книге Баден-Поуэлль дает начинающим разведчикам ценные указания и советы, составляющее результат, его громадного опыта в разведческом деле и обильно иллюстрированные примерами и наблюдениями из его личной практики.
Эти две книжки и появились, впрочем, значительно позже рассматриваемого периода (одна в 1891 г., другая в 1899 г.), когда их основные мысли и принципы уже были испробованы Баденъ-Поуэллем на деле.
Баден-Поуэлль не теоретик и не мыслитель отвлеченного типа. Он не любит исходить из общих положений, и отвлеченные рассуждения встречаются в его сочинениях, как чрезвычайно редкое исключение.
Его идеи обыкновенно основываются на индуктивном фундаменте*. В этом заключается характерная особенность его мышления, и в этом же можно видеть доказательство справедливости его утверждения, что жизнь скаута развивает индуктивное мышление, хотя, вероятно, в этом сказывается также и национальная черта английской мысли. В Англии, давшей Бэкона, господствует в громадном большинстве случаев индуктивный тип.
----------------------------------------------------------------
* Индуктивное мышление - это такой способ мышления, при котором человек умеет из отдельных, иногда мелких фактов и признаков делать общие выводы и заключения.
----------------------------------------------------------------
Баден-Поуэлль сначала производит опыт, а потом делает свои наблюдения и выводы. Точно так же его идеи и наблюдения, данные первоначально в его «Aids to Scouting” и послужившие позднее в развитом виде толчком к образованию громадной организации бой-скаутов, представляют результат, практического опыта, который он предпринял первоначально с солдатами своего полка в 1884 г., а затем с гвардейскими драгунами в Меруте в 1897-1898 г.
Здесь он сформировал отряд разведчиков, тренировке которых посвятил свой обширный и разнообразный опыт. Начав с небольшой группы шести волонтеров, он скоро довел их число до тридцати. Чтобы возбудить в них интерес к своеобразному делу разведчиков, он предложил им читать известные рассказы Конан-Дойля о сыщиках, главным образом, «Знаменитые приключения Шерлока Холмса».
Интересно, что этой книжке, забракованной многими педагогами, как чтение неподходящее для юношества, Баден-Поуэлль придает известное воспитательное значение.
Разумеется, не головокружительные приключения Холмса сами по себе имеют значение с его точки зрения, но общий тип этого человека с его острой проницательностью, с его умением ориентироваться в самой сложной и загадочной обстановке, с его тонкой, настороженной наблюдательностью и невероятной способностью заметить массу мелких признаков, ускользающих от обычного взора, и на основании их сделать верный вывод н угадать истину.
Эти качества ума и характера Баден-Поуэлль считает чрезвычайно ценными в жизни.
Главным средством тренировки Мерутского отряда для Баден-Поуэлля была ночная разведка. Выбрав особенно темную ночь, он рассылал свой отряд отдельными труппами по окрестностям с короткой инструкцией приблизительно такого рода: «отъехать на семь миль в определенном направлении и затем найти дорогу обратно к сборному пункту».
В чернильной темноте южной ночи, в дикой незнакомой местности, разведчики должны были полагаться только на свою наблюдательность и сообразительность. Единственный напутственный совет, который давал при этом Баден-Поуэлль, был — осматривать при проезде каждый предмет, который мог бы послужить путеводной вехой для обратного пути с задней стороны, чтобы иметь возможность опознать его при возвращении. Иногда требовалось, впрочем, вернуть-ся к сборному пункту и другим путем.
Эти первые опыты с гвардейскими драгунами и дали Баден-Поуэллю мысль применить этот способ разведочной службы к воспитанию молодежи.
«Мысль применить упражнения в разведках к воспитанию мальчиков,—говорить он - относится к 1884 году, когда я обучал разведочной службе рекрутов и позднее, в 1897 году, солдат 5-го драгунского гвардейского полка. Я нашел, что прежде, чем подвергать солдата военной муштровке, что считалось в то время необходимыми, хорошо позаботиться о развитии в них характера».
Сам Баден-Поуэлль во время своих скитаний по Индии развил в себе необыкновенную способность самой острой наблюдательности и уменье по самым ничтожным признакам угадывать истину.
В своих воспоминаниях он приводить несколько случаев, характеризующих его тонкую способность индуктивного суждения.
«Во время одной из своих экскурсий по скалистым горам Кашмира,— рассказывает он, - я заметил около тропинки древесный пень высотою приблизительно в три фута. Поблизости лежал камень величиной с кокосовый орех, к которому прилипли раздавленные высохшие кусочки ореховой скорлупы. Следы такой же скорлупы виднелись на пне. Дальше, вдоль по тропинке, на расстоянии 30-ти ярдов к югу от пня - брошенная скорлупа четырех орехов. У самой тропинки в этом месте - высокая крутая скала. В 150 ярдах к северу от пня - единственное ореховое дерево. Около пня - кусочек засохшей грязи с отпечатком грубой подошвы.
Что произошло в этом месте? Как вы думаете? Мой вывод был таков: два дня тому назад по тропинке прошел мужчина с грузом на спине, направляясь в далекое путешествие на юг. У скалы он отдыхал и ел при этом орехи».
Основания для такого вывода были следующие: «Человек нес на себе груз, потому что носильщики, когда хотят отдохнуть, не садятся, обыкновенно, на землю, а предпочитают прислониться к крутой скале, положив на нее свою ношу, но не снимая ее со спины. Если бы у него не было ноши, он, вероятно, присел бы отдохнуть на пне, по он предпочел сделать еще 30 ярдов к югу, туда, где возвышалась скала. Женщины в этой местности, обыкновенно, не носят груза, следовательно, это был мужчина. Но перед этим он расколол на пне камнём грецкие орехи, сорванные им с орехового дерева, находившегося в 160 ярдах к северу. Следовательно, он направлялся к югу и притом на далекое расстояние, так как на нем были башмаки; если бы он просто прогуливался возле своего дома, он, несомненно, шел бы босиком. Три дня тому назад в этой местности шел дождь; но с тех пор дождя не было, и стояла сухая погода. Следовательно, кусочек грязи, отвалившийся от башмака, прилип к нему, когда почва еще была влажная. Скорлупа ореха найдена была также сухой, что подтверждало мое заключение относительно времени, истекшего с момента происшествия».
«В другом случае мне пришлось наблюдать следы двух лошадей, идущих рядом. Что лошади шли рядом, это было совершенно очевидно, так как следы нигде не перекрещивались, но делали повороты и меняли направление параллельно. Одна из лошадей (с левой стороны) была обыкновенной величины, насколько можно было судить по величине подков и длине шага. С левой стороны шел, очевидно, молодой жеребец меньших размеров, но крепкий и плотный, так как его подковы оставили более широкие следы, и его шаг короче; он несколько хромал на одну ногу, которая делала более короткие шаги сравнительно с другими и не так тяжело ставилась на землю».
«Судя по тому, что жеребец хромал, можно было думать, что на нем никто верхом не ехал; но так как он шел справа рядом с другой лошадью, то становилось вероятным предположение, что всадник, ехавший на другой лошади, вел его правой рукой под уздцы, держа поводья своего коня в левой.
«Кроме того, хромая нога жеребца была подкована несколько иначе, чем остальные, и по форме подковы можно было судить, что это было сделано с определенной целью - уменьшить в ней боль при езде. Следовательно, жеребец хромал уже сравнительно давно».
«По этим признакам я заключил, что жеребец принадлежал толстому, старому господину, который начал свою жизнь бедняком, но в настоящий момент был довольно зажиточным».
«Можете ли вы сделать такое же заключение, или необходимо привести основания для моих выводов? Жеребец принадлежал полному, старому мужчине, так как женщины, вообще говоря, не ездят верхом на маленьких, плотных лошадках. Не любят этого также молодые или худощавые мужчины легкого веса».
«Хозяин жеребца был богат, так как он мог держать грума, который выводил прогуливать его жеребца, и при этом сам не шел пешком, но садился на другую лошадь».
«Но он не был богат в молодости, так как продолжал держать жеребца, несмотря на его хромоту, приказал его перековать и водить на прогулку в надежде на его выздоровление. Если бы он был хорошим наездником, другими словами, если бы он научился ездить верхом, будучи еще мальчиком, он продал бы охромевшую лошадь и купил бы другую; но, по всей вероятности, он не был хорошим наездником, привык к своему жеребцу и не хотел рисковать садиться на другую лошадь.
Вот те соображения, на основании которых я пришел к заключению, что он был толстый человек преклонного возраста, обязанный своей карьерой самому себе».
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
НАЧАЛО. ЧАСТЬ 1.
ЧАСТЬ 2.
ЧАСТЬ 3.
|