Святитель и скаутмастер Василий (Преображенский), епископ Кинешемский. ЧАСТЬ 1.  

Епископ Кинешемский Василий (в миру Вениамин Сергеевич Преображенский) родился в 1876 году в городе Кинешме Костромской губернии (ныне Ивановская область) в благочестивой семье священника Сергия и матушки Павлы. После окончания гимназии Вениамин поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил в 1901 году со степенью кандидата богословия, и был определен преподавателем в Воронежскую духовную семинарию. За диссертацию «О скитском патерике» ему была присуждена степень магистра богословия. В Воронеже Вениамин пробыл до 1910 года.

Зная в совершенстве как древние, так и новые европейские языки, Вениамин Сергеевич для более углубленного изучения европейской культуры уехал в Англию и 1910-1911 г.г. прожил в Лондоне. Там же он познакомился с английским опытом скаутского движения, слушал лекции самого Баден-Пауэлла – основателя мирового скаутского движения, и других скаутских руководителей (1). Вероятно, что именно этот «английский» период жизни Вениамина Сергеевича Преображенского повлиял на его профессиональный выбор: после возвращения в Россию он поступил преподавателем иностранных языков и всеобщей истории в Миргородскую мужскую гимназию; а в 1914 году Вениамин Сергеевич переехал в Москву и устроился преподавателем латинского языка в Петровской гимназии. Преподавание настолько его увлекло, что он окончил педагогический институт.

В 1914 году В.С. Преображенский предпринял специальную поездку в Англию, где провел некоторое время в летнем скаутском лагере, беседовал со многими руководителями английской скаутской организации и изучал скаутскую литературу, в чем помогло ему хорошее знание английского языка (2). Позже в 1915 году выходит его книга «Бой-скауты. Практическое воспитание в Англии по системе «скаутинг» сэра Роберта Баден-Пауэлла». Вот две небольшие цитаты из главы «День в скаутском лагере» этой книги: «Во время молитвы и парада я следил за лицами мальчиков. Они были внимательны и серьезны, и простые, понятные слова молитвы для них не были, по-видимому, фразами, лишенными смысла, которые приходится выслушивать, лишь отбывая повинность… Во всей этой обстановке простой лагерной службы под открытым голубым небом, с которого любовно улыбалось нам солнце, лаская своими лучами загоревшие щеки мальчиков, было что-то удивительно гармоничное, проникновенное, и слова благодарности Всемогущему Творцу «за щедроты жизни сей» звучали глубокой симфонией в это чудное утро» (3). А вот еще цитата: «К моему удивлению, вполне понятному после военной скаутской песни, оказалось, что мальчики могут петь очень недурно. У многих были звонкие, сильные голоса, и в пении чувствовалось несомненное увлечение. Мелодии некоторых песен звучали очень красиво, хотя в английской песне нет той глубины и разнообразия чувства, которым так богата наша родная русская песня. После пения мальчикам было предложено каждому, по очереди, внести свою долю участия в программу вечера. Каждый делал то, что мог. Один сыграл на окарине старую грациозную ирландскую песенку, другой протанцевал танец шотландских горцев, третий спел комические куплеты solo. Рассказывались также анекдоты, но больше всего было рассказов из воспоминаний прошлого» (4).

Итак, двухлетний опыт изучения английской культуры, знакомство будущего святителя со скаутингом приносит русскому скаутизму два замечательных труда. Это книга под его авторством «Бой-скауты. Практическое воспитание в Англии по системе «скаутинг» сэра Роберта Баден-Пауэлла», которая была издана в 1915 году и книга, написанная В.С. Преображенским вместе с В.А. Поповым «Бой-скауты. Руководство самовоспитания молодежи по системе «скаутинг» сэра Роберта Баден-Пауэлла применительно к условиям русской жизни и природы», вышедшая в 1917 году. Профессор Ю.В. Кудряшов в книге «Российское скаутское движение» называет эти работы «лучшим, что было написано в России о скаутинге в дооктябрьский период». Для нас важно, что будущий святитель земли российской занимался адаптацией системы «скаутинг» для России.

В.С. Преображенский: «Основная задача скаутизма состоит в воспитании харак-тера, т.е. активности и эмоций, и в этом смысле скаутская система представляет ценное дополнение к существующей школьной системе, носящей, по преимуществу, рассудочный характер. Школьное обучение неизбежно выдвигает на первый план рассудочную деятельность, ставя активность и развитие эмоций лишь во вторую очередь, а при таких условиях идеал гармоничной личности не может быть осуществлен.
Необходимость воспитания воли и моральных эмоций особенно остро чувствуется в русском обществе, и все попытки, идущие в том направлении, заслуживают самого серьезного внимания, как бы ни были они несовершенны.
В скаутизме мы встречаемся в первый раз с попыткой доставить практически в широком масштабе задачу громадной важности: вопрос о народном воспитании. Громадная масса детей, как у нас, так и за границей, остается вне всякого планомерного, положительного воспитательного воздействия, и единственным воспитательным фактором для них является среда и случайности жизни, часто грубой и вредной по своему влиянию. Именно для этих детей скаутизм стремится создать среду и обстановку, имеющую воспитательную ценность с целью помочь детям стать честными, бодрыми, здоровыми людьми и хорошими гражданами» (5).

Скауты? Или русское слово «разведчики»? Преображенский говорил, что «может быть и хорошо, что слово «скаут» непонятное, в него мы вольем много больше значения и смысла» (6).
I и II Всероссийские съезды по скаутизму (1915 и 1916 г.г.) проходили под знаком того, что первая книга В.С. Преображенского должна быть широко распространена. Сам он участвовал лишь во II Всероссийском съезде по скаутизму, который проходил с 28 декабря 1916 года по 3 января 1917 года. В отличие от I Съезда, II-й почти потерялся и решения его менее известны. На нем было принято около 70 резолюций. Также II Съезд сформулировал целый ряд предложений, среди которых было "ознакомить всех учителей и воспитателей с основами скаутинга, прибегнув к статьям В.С. Преображенского" (7).

В книге своих воспоминаний «О днях былых» Старший Русский Скаут Олег Иванович Пантюхов пишет о встрече с Вениамином Сергеевичем Преображенским: «На квартире у нас состоялись 2-3 заседания руководителей скаутов. Казалось, что если все будет благополучно, то Москва может стать хорошим скаутским центром. Был поднят вопрос, конечно, о названии, и милый Преображенский убедительно говорил мне, что надо оставить иностранное название «скаут»… Какой славный был этот Преображенский! Он не только отлично снова перевел книгу Баден-Пауэлла, но снабдил перевод русскими дополнениями, и все это было издано журналом «Вокруг Света» под редакцией Попова. Преображенский несомненно предчувствовал крушение России и говорил, что если большевики воцарятся, он не станет с ними работать, а уйдет в монастырь, в Сибирь, или вот еще что он может придумать: он претворится босяком!.. И он становился в разнузданную позу, поднимал воротник пиджака, взъерошивал волосы и начинал говорить простоватым жаргоном. Впечатление было очень яркое. Мы надеялись, что до этого не дойдет и сводили разговор на скаутские темы: скаут должен верить в лучшее будущее! Но скаут должен быть «Всегда готов» – с этим мы все были, конечно, согласны» (8).

Это был конец августа - начало сентября 1917 года.


ПРОДОЛЖЕНИЕ СТАТЬИ
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Hosted by uCoz