Святитель и скаутмастер Василий (Преображенский), епископ Кинешемский. ЧАСТЬ 2.  

В конце октября 1917 года в Москве большевики устроили переворот. Силам красных несколько дней оказывали сопротивление отряды юнкеров, находившихся в Кремле и в некоторых московских зданиях. Многие москвичи были очевидцами этих эпизодов гражданской войны, когда с обеих сторон проливалась кровь русских людей, главным образом, молодежи. Все это наблюдал и В.С. Преображенский.

Картины братоубийственной борьбы на московских улицах до такой степени потрясли его душу, что он уже не мог дальше оставаться в Москве и жить своей обычной жизнью. Его преследовал вопрос: как могли русские люди дойти до такого состояния? Ему как христианину и педагогу стало ясно, что главной причиной революции было неправильное воспитание детей и молодежи, о чем недостаточно заботилось правительство, Церковь и общество. Вениамин Сергеевич пришел к выводу, что в совершившемся виноват и он сам, что это отчасти его грех перед народом. Он осознал, что его обязанностью, как окончившего Духовную академию, было стать священником и позаботиться о духовном просвещении народа. Придя к такому выводу, Вениамин Сергеевич не только покаялся, но и решил сделать все возможное, чтобы исправить свой грех. Он сразу заявил об уходе с должности преподавателя и, почти ни с кем не простившись, уехал к себе на родину в Кинешму (9).

Тогда же в октябре 1917 года Вениамин Сергеевич поступил псаломщиком в Вознесенскую церковь у себя на родине в Кинешме, где служил его престарелый отец. Вениамин Сергеевич много проповедовал в храмах Кинешмы и ее окрестностях и стал активно создавать православные кружки по изучению Священного Писания. В начале 1918 года власти запретили преподавание Закона Божия в школах… Вениамин Сергеевич стал собирать детей в Вознесенском храме (10).

Известно также, что В.С. Преображенский участвовал в Съезде скаутмастеров юга России, который проходил в Новочеркасске с 29 сентября по 1 октября 1919 года (11).

В возрасте 45 лет – 16 июля 1920 года – Вениамин Сергеевич Преображенский был рукоположен в сан священника в городе Костроме митрополитом Серафимом (Мещеряковым), а затем принял постриг с именем Василий – в память Василия Великого. 19 сентября 1921 года был хиротонисан во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии.

Рукоположенный во епископа, он усилил подвижнические труды. Отказавшись от какой бы то ни было собственности, он поселился на окраине города в маленькой баньке, стоявшей на огороде у вдовы-солдатки Анны Александровны Родиной. Никакого имущества или обстановки у святителя не было, спал он на голом полу, положив под голову полено. Подвиг свой он от посторонних скрывал, принимая приходящих в канцелярии, устроенной в доме рядом с Вознесенской церковью. Далеко находилась банька от храма. Каждое утро, еще до рассвета, владыка шел пешком через весь город в храм и возвращался домой поздно ночью. Не один раз грабители останавливали его на улице, и он с кротостью и любовью отдавал им все, что имел; вскоре они стали его узнавать и не тревожили.

Помимо ежедневных церковных служб, во время которых он обязательно проповедовал, святитель исповедовал, обходил дома всех нуждающихся в его помощи со словом утешения, посещал монастыри и основанные им кружки, разбросанные по епархии. За короткий срок владыка организовал кружки в Кинешемском, Юрьевецком, Вичугском, Семеновском и в Вязниковском районах. Только тех кружков, которые он посещал лично, было более десяти; другие организовывались по его благословению.
Миссионерская деятельность епископа вызывала у властей большое беспокойство…

Меньше двух лет прослужил святитель на кафедре, и 10 мая 1923 года был арестован и сослан в Зырянский край в поселок Усть-Кулом на два года. В мае 1925 года ссылка закончилась, и владыка Василий возвратился в Кинешму. Церковь в Кинешме стала быстро расти. А на Рождество 1926 года власти, обеспокоенные ростом и укреплением Церкви, потребовали, чтобы епископ покинул город. Владыка уехал в деревню Анаполь, чтобы там переждать тяжелое время. Так почти в полном уединении епископ прожил около полугода. Потом были Вязники, снова Кинешма, а в июне 1927 года владыка Василий приехал в Кострому, где прожил около года. В августе 1928 года епископ вернулся в Кинешму и через месяц был арестован.

В 1928 году был сослан на Урал. Вернувшись из трехлетней ссылки, архипастырь два года провел в Орле, откуда власти выслали его в Кинешму. Вскоре он был вновь отправлен в лагерь, находящийся неподалеку от Рыбинска. Через два года после освобождения последовал новый арест; сначала исповедника определили в Ярославскую тюрьму, затем в Бутырскую в Москве.

Скончался епископ Василий (Преображенский) 31 июля 1945 года в ссылке в селе Бирилюссы Красноярского края. При жизни он завещал, чтобы его останки были перенесены на родину, но в те годы это было невозможно.

5 (18) октября 1985 года были обретены честные останки святителя. В июле 1993 года они были перенесены в Свято-Введенский женский монастырь города Иваново. В августе 1993 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил местное почитание святителя Василия (10).

Признаюсь, что, читая житие свт. Василия, я искала «проявления» его скаутского прошлого. Ведь «скаут однажды – скаут навсегда!» И, так и есть, нашлось. Святитель был неприхотлив, он спал на полу, подкладывая под голову полено… Святитель Василий был любвеобильно прост в общении. Когда владыка ездил по епархии и навещал кружки, слух о его приезде распространялся быстро, люди торопились увидеться с ним, и обстановка здесь была самая простая. Пришедшие располагались, где кто как мог. Владыка часто устраивался на полу и пел духовные песни, играя на цитре…

Удалось разузнать любимую песню святителя Василия: «Ты не пой, соловей»:

Ты не пой, соловей,
Против кельи моей,
И молитве моей
Не мешай, соловей…

А сколько интереснейших притч, рассказов и историй вы найдете, если прочитаете «Беседы на Евангелие от Марка» святителя Василия епископа Кинешемского…

Накануне 100-летия разведчества-скаутизма в России Господь нам открывает личность святителя Василия, как активного деятеля скаутизма в России в первые годы его становления. Для чего?
Думаю, ответом на этот вопрос служат мысли самого святителя: «В России скаутизм представляет явление сравнительно недавнее, но он уже успел найти для себя как искренних приверженцев, так и противников. Чуть ли не самое главное обвинение, которое выставляется против русского скаутизма заключается в том, что эту «новую систему желают захватить в свои руки разные патриотически настроенные чиновники, разные карьеристы от спорта и от педагогики.

Очень может быть! Где нет этих карьеристов? И к какому идейному движению ни желали бы примазаться господа, рассматривающие всякое явление общественной жизни с точки зрения личных выгод? Но из-за этих господ отказываться от системы, в основе которой лежат, несомненно, верные принципы, не значило ли бы это «из-за блох сжечь все одеяло?»

Во всех странах без исключения, в том числе и в России, мальчики часто сами берут в руки эту новую «игру», какой представляется им скаутизм, и отдаются ей со всем увлечением и неизбежными ошибками молодости.

Русское общество не может отнестись к этому безучастно, и его роль в данном случае и в частности роль идейных деятелей движения, должна заключаться в том, чтобы очистить русский скаутизм от вредных элементов и направить по верному пути. Возможно ли это? Можно с уверенностью сказать: да, возможно!
Как бы ни были слабы эти деятели, но за ними стоят две громадные силы: здоровый инстинкт общества и идеализм русской молодежи. И даже теперь, несмотря на то, что русский скаутизм имеет за собой совсем крохотную историю, можно видеть, как уверенно и систематически, каким-то непонятным, почти органическим процессом эти две силы выталкивают из российских форм скаутизма все ненужное, неподходящее, всю шелуху, оставляя лишь здоровое ядро.
Организации, основанные карьеристами и не имеющие ничего общего с вопросами воспитания, умрут естественной смертью. Здоровое семя останется и вырастет в большое дерево.

Мы далеки от того, чтобы рассматривать скаутизм как воспитательную систему, совершенную во всех отношениях. По признанию самого основателя, Баден-Пауэлла, это - лишь своего рода «первая помощь» против недостатков современного воспитания. Но в этой «первой помощи» заложены богатые возможности, и их необходимо использовать и развивать» (5).

----------------------------------------------------------------------------------------------------
Примечания:
(1) Кудряшов Ю.В. Российское скаутское движение. Стр. 54.
(2) Вязьмитинов В.М. Вместо предисловия к переизданию книги В.С. Преображенского «Бой-скауты. Практическое воспитание в Англии по системе «скаутинг» сэра Роберта Баден-Пауэлла», Сан-Франциско. 1975 г.
(3) Преображенский В.С. Бой-скауты. Практическое воспитание в Англии по системе «скаутинг» сэра Роберта Баден-Пауэлла. М., 1915 г. Стр. 176.
(4) Там же. Стр. 208.
(5) Попов В.А., Преображенский В.С. Бой-скауты. Руководство самовоспитания молодежи по системе «скаутинг» сэра Роберта Баден-Пауэлла применительно к условиям русской жизни и природы. М., 1917 г.
(6) Пантюхов О.И. Полчанинову Р.В. от 22.02.1940.
(7) Кудряшов Ю.В. Российское скаутское движение. Стр. 54.
(8) Пантюхов О.И. О днях былых. Стр. 249.
(9) Протоиерей Сергий Щукин. В.С. Преображенский. Из личных воспоминаний. Торонто. 1971 г.
(10) Иеромонах Дамаскин (Орловский). Жизнеописание святителя Василия, епископа Кинешемского. Изд. «Отчий дом», М., 1996 г.
(11) Полчанинов Р.В. Русская молодежь в России и в Зарубежье. Страницы истории № 10, 1990. 15 февраля. Стр. 5.
(12) Святитель Василий, епископ Кинешемский. Беседы на Евангелие от Марка». Изд. «Отчий дом», М., 1996 г.

ЕЛЕНА КУРНИКОВА, Москва, октябрь 2008 г.
kur-el@yandex.ru


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
НАЧАЛО СТАТЬИ

Hosted by uCoz