В 1921-1922 годах в доме тети Кати и тети Пани Поповых снимал комнату протоиерей Вознесенского храма о. Владимир Голубев, он был духовно близким им человеком. Я в это время зиму жила у теток, училась во 2-м классе, мне было 9 лет, но я все хорошо помню. Помню, как о. Владимир приходил из храма после всенощной, благословив скудную пищу на столе, садился с нами за стол, и за чаем из самовара много нам рассказывал о приехавшем в Кинешму и служившем псаломщиком в Вознесенском храме Вениамине Сергеевиче Преображенском - сыне протоиерея Сергия. Протоиерей Сергий служил раньше у Вознесения, скончался он в 1919 году. Дом священника поспешили занять и превратили в коммунальные квартиры. Этот дом стоял близко от храма. Его в 60-е годы снесли, построили новый кирпичный дом, там долгое время размещалась городская прокуратура.
Вениамин Сергеевич, будучи псаломщиком, жил в д. Болобанихе в доме Масловых - Макара Васильевича и Николая Васильевича. В 60 -70-е годы вся деревня Болобаниха снесена, жители переселены в район АЗЛК. От внучки Масловых - Шуры Голубевой я узнала, что Вениамин Сергеевич в храм ходил в мирской одежде - белой рубашке и черных брюках. Отец Владимир рассказывал, как Вениамин Сергеевич в 1920 году в Кинешемском Успенском женском монастыре принял монашеский постриг с именем Василий (в честь святителя Василия Великого). Вскоре монаха Василия рукоположили в иеродиакона и в иеромонаха, он продолжал служить в храме Вознесения. В 1921 году его быстро хиротонизировали в Костроме в епископа - викария с епархией в г. Кинешме и Кинешемском районе.
Владыка Василий в своей епархии - в Кинешме и близлежащих деревнях начал создавать христианские православные кружки. Поручал вести кружок верующей женщине, хорошо грамотной. В православных кружках читалось Евангелие, толкование давал сам владыка. В Кинешме кружок был организован в основном из молодежи, занимались в помещении крестильни храма Вознесения. Этот кружок был создан, когда Вениамин Сергеевич был еще псаломщиком. В 1921 г. епископа Василия вызывали на диспуты в городской театр, где оппонентом владыки был атеист Казанцев (сын священника). Диспуты быстро прекратили, т.к. оппонент был слаб в богословской науке.
Я очень хорошо помню Марию Андреевну Дмитриеву, она и ее две сестры: Анна и Екатерина жили в д. Ильино (сейчас ул. Дудникова). Мария Андреевна в 17-летнем возрасте ослепла, но имела большую веру в Бога, по благословению владыки вела кружок в деревне Трезубцево близ Наволок. В кружке также читали Евангелие с толкованием владыки Василия. Мария Андреевна пела на правом кли-росе, читала часы и шестопсалмие наизусть. У себя дома шила верхнюю одежду для деревенских женщин, кроила по специальным выкройкам - лекалам, сделанным из картона, вязала. Вот, действительно, «Господь умудряет слепцы»! Другой руководительницей кружка была Секлетея Тимофеевна Чумакова в деревнях Починок и Велизанец. Ее дядя - Панфилов Василий Андреевич был старостой в храме в Велизанце.
Из бесед отца Владимира я узнала, что с первых дней служения епископа Василия за его миссионерскую деятельность, за его влияние, прекрасные проповеди в соборе, началось преследование. В 1917 г. начал свое патриаршее служение Святейший Патриарх Тихон. В это время начинается гонение на Церковь. 1918 год был обильно полит кровью священников и епископов, расстреливались крестные ходы, при отнятии церковного имущества расстреливали верующих, оскверняли мощи святых угодников Божиих. Патриарх Тихон встал в 20-е годы за веру, за сохранение духовных традиций Церкви, борьбу за чистоту душ христианских.
Епископ Василий был истинным последователем Святей-шего Патриарха Тихона, отстаивал чистоту Единой Святой Апостольской Православной Церкви. Появляется раскол - обновленчество. В 1922 г. арестовывают Патриарха Тихона. Началось устранение неугодных власти архиереев. Об-новленцы повсюду в стране захватывали храмы, изгоняя православных. Епископ Василий благословил пастырей не покидать своей паствы.
Владыка Василий прослужил всего 1 год и 8 месяцев и в 1923 г. был арестован.
В первый раз владыка Василий был сослан в Зырянский край, в Усть-Кулом, где собралось тогда 2 митрополита и 4 епископа. Один из них - Митрополит Кирилл Казанский, который подарил епископу Василию свое архиерейское облачение; он его бережно хранил и перед смертью благословил его разрезать и раздать своим духовным чадам. В Зырянской ссылке 6 архиереев в таежной избушке совершали богослужение. Келейником епископа Василия был Александр Павлович Чумаков 1891 г. рождения, уроженец Костромской губернии. В возрасте 22 лет он был послушником в Оптиной пустыни. Началась Мировая война 1914 года, и его взяли в армию, попал в плен в Румынии, бежал. На родине был псаломщиком. О Кинешемском епископе Василии дошли слухи до Костромы. В 1922 году он приехал в Кинешму, стал келейником владыки. В последствии Александр Павлович следовал за ним и разделял все невзгоды и тяготы ссыльной жизни. Был хорошим плотником и маляром (эти сведения я узнала от самого Александра Павловича). В 1922 году отец Владимир был рукоположен в архимандриты, а в 1925 году посвящен в Нижнем Новгороде в епископа Ветлужского. Келейником у него был брат Александра Павловича - Николай Павлович Чумаков. Епископ Николай в Ветлуге прослужил недолго. По состоянию здоровья был освобожден, уехал, принял старчество. Жил в деревне Ширяево Угольского с/с Костромской области в 22 километрах от Кинешмы за Волгой. Там Николай Павлович поставил избушку-церковушку с келейкой (рядом с кладбищем), вырыл землянку, где останавливались приезжающие к епископу духовные дети. К нему приезжали даже из Москвы и Ленинграда за советом. Отец Владимир, еще живя в Кинешме у моих теток, вложил в мою детскую душу первые зачатки настоящей чистой веры в Бога. Он и в миру вел настоящую монашескую жизнь. Его комната как келья, в ней в углу иконы, аналой, у стены жесткая железная кровать. Помню, как рядом с нашим домом был пожар, пламя ночью освещало ограду Вознесенского храма. В нашем доме все были в панике, суетились, связывали свои пожитки в узлы, плакали. Отец Владимир всех успокаивал, говорил «На все воля Божия». Встал на молитву перед образами и долго усердно молился Богу. А затем велел меня одеть (была зима), взял меня и повел в храм, поставил, а сам ушел в алтарь и начал служить утреню. Наш дом, благодарение Богу, не загорелся, а горевший дом сгорел до основания. Когда закрыли церковь Вознесения, мы духовные чада владыки Василия ходили пешком в деревню Ширяево к владыке Николаю на исповедь, в Великом посте и на Пасху - это было в 1929 году, а в 1930 году зимой он скончался, похоронен рядом на кладбище.
Владыка Василий, будучи в ссылке в Усть-Куломе с митрополитом Кириллом, живя с ним рядом и служа, уверился в его вере и в современном положении Православной Церкви. За митрополитом был авторитет православного богослова, подтвержденный благочестием личной жизни. В мае 1925 года ссылка закончилась, и владыка Василий возвратился в Кинешму. В Воздвиженскую церковь начали стекаться его духовные дети. Исповедовал до поздней ночи. Церковь в Кинешме стала быстро расти. В январе 1926 года власти приказали епископу Василию покинуть город. Вначале уехали с Александром Павловичем на его родину в деревню Анаполь, где вдвоем совершали богослужения в доме (прожили полгода); затем владыка поехал к мощам Серафима Саровского, был в Дивееве, оттуда поехал в Нижний Новгород, где вместе с митрополитом Сергием (Старогородским) участвовал в хиротонии иеромонаха Голубева Николая в епископа Ветлужского. Там же получил епископ Василий назначение - перевод на Вязниковскую кафедру (временно). Этот перевод в Кинешме был встречен великой скорбью. Когда тронулся поезд, люди встали на колени, махали руками, прощаясь, плакали, крестились (подтверждает Ольга Плясова и др). В Вязниках владыка написал рукопись книги, где были собраны его беседы, которые он вел в храме и кружках. В Вязниках его духовная стойкость и его проповеди стали в храм привлекать множество народу, и власть выслала владыку в Кинешму. Вернувшись, он прослужил всего несколько месяцев и власти потребовали, чтобы он уехал в Кострому.
Епископ Василий в Кинешемском Успенском соборе больше не служил. В Кинешму был прислан архиепископ Севастьян Костромской и Галичский. Настоятель собора протоирей Иоанн Альтовский был арестован (умер в лагере). Епископ Василий служил всегда у Вознесения (летняя церковь), зимняя - престол Иоанна Златоуста. В храме прихожане, староста и священник были единомышленны с владыкой. В эти годы там служил отец Николай (Панова), диакон Иоанн Груздев, псаломщик Василий Поспелов. Старостой храма был Григорий Федорович Иванов, а во время его долгой болезни - монахиня Агния (в миру Анастасия Захаровна Орлова), бывшая казначея Кинешемского Успенского женского монастыря (до его закрытия). Алтарницей - ризничной была монахиня Виталия из Успенского женского монастыря. По благословению владыки меня и мою подругу Валю перевели на правый клирос. Регентом была Катя Цыпляева (в монашестве Евпраксия) из закрытого Успенского монастыря. Певчие: Лида Грибунина (сопрано), Маня Волина (альт), Мария Андреевна (2 сопрано), я с Валей - вторые голоса. Все песнопения были хорошо отработаны, пели без нот. В большие праздники «Херувимскую» и «Милость мира» пели по нотам. Часы и шестопсалмие читала Мария Андреевна (слепая) наизусть, кафизмы читала Маня Волина. В Вели-ком посте «Да исправится молитва моя» пели трио: Лида Грибунина, Маня Волина, Мария Андреевна. Стихиры на «Господи воззвах» и «На хвалитех» по голосам пел только левый клирос. Апостол читал Вася Поспелов. Помню иподьяконов владыки: Мишу Разумова - сына настоятеля Успенского монастыря отца Константина, Братолюбова и Васю Смирнова. Будничное богослужение проходило скромно и просто. Сам владыка служил без архиерейского облачения в мантии и клобуке. Но в двунадесятые праз-дники было все очень торжественно. В 1927 году разогнали Дивеевскии монастырь. В Кинешму приехали монахиня Анна, которую поставили регентом на правый клирос, монахиня (как зовут забыла) пела басом, послушницы Марфуша (альт), послушница Нина (1 голос). Хор стал большой. Матушка Анна хотела все мелодии переделать на дивеевский лад. Вспоминаю службу на Христов день, во время пения пасхального канона левый и правый клирос сходились на середину храма и пели по-дивеевски возвышенно и торжественно. Но все это продолжалось недолго. Матушка Анна и старая монахиня, которая пела басом, уехали из Кинешмы. Регентом осталась Катя Цыпляева, и все стало как раньше.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ВОСПОМИНАНИЙ
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
|