Заключение автора. ЧАСТЬ 1.  

Мой очерк скаутского движения и системы scouting закончен, хотя, несомненно, не в форме вполне исчерпывающего изложения, так как, с одной стороны, здесь много таких подробностей, которые ускользают от взгляда постороннего наблюдателя, а с другой - благодаря своей эластичности, эта система в разных графствах Англии принимает часто местный колорит, и описать все эти местные различия и особенности скаутской практики представляется задачей чрезвычайно трудной. Но я думаю, что я не пропустил ничего, что является более или менее существенным в этой системе.
Что сказать о ней?

Я не имею в виду входить здесь в подробную оценку всех частностей скаутской практики и ограничусь лишь общими замечаниями касательно основных принципов этой системы, тем более, что и сам изобретатель и основатель скаутинга, Баден-Поуелль, видит в нем не более, как first aid, т. е. средство первой помощи в неудовлетворительной постановке воспитания современной молодежи, и, следовательно, предполагает здесь возможность дальнейшего развития и усовершенствования на основе лишь тех принципов, которые осуществлены в его системе.

Что заслуживает особенного внимания в системе Баден-Поуелля? Прежде всего, мы, несомненно, встречаемся здесь в первый раз с попыткой поставить практически в таком широком масштабе проблему громадной важности: вопрос о народном воспитании. Этот вопрос Баден-Поуелль довольно резко отграничивает от вопроса о народном обучении и, оставляя последнее, главным образом, на долю школ, в своей системе стремится создать то средство, которое восполняло бы существенный недостаток современной школьной системы и ее приемов в деле формиро-вания всесторонне развитой личности.

Наша школа, в общем, отличается теми же качествами, что и английская, т. е. излишней теоретичностью и наибольшим уклоном в сторону интеллектуальной деятельности, и поэтому возражения Баден-Поуелля, направленные против английской школы, которую он считает недостаточной для полного воспитания, могут быть, в значительной степени, отнесены и к нашей школе. Знакомясь с системой Баден-Поуелля, невольно думаешь: не пора ли, в самом деле, поставить вопрос о народном воспитании более определенно и не убаюкивать себя тем соображением, что школьное образование тоже является или должно являться воспитательным средством, и что сюда, следовательно, должно быть направлено нами исключительное внимание, так как, при правильной постановке обучения, мы и получим гармонически сформированную личность? Несомненно, конечно, что обучение является могучим фактором воспитания, но несомненно также и то, что оно является и не единственным, и не прямым средством в развитии некоторых сторон человеческой психики, имеющих не меньшую важность, чем интеллект, именно, в развитии активности и эмоциональной жизни. Здесь влияние обучения лишь косвенное и обнаруживает свое действие, лишь преломляясь через призму интеллекта. Кроме того, всякое обучение неизбежно выдвигает на первый план рассудочную деятельность, ставя активность и развитие эмоций лишь во вторую очередь, а при таких условиях идеал гармоничной личности не может быть осуществлен.

Обучение является и не единственным средством в деле всестороннего воспитания личности, и вторая заслуга системы scouting состоит в том, что, поставивши вопрос о воспитании активности и эмоций, или „характера", по терминологии Баден-Поуелля, scouting пытается практически разрешить эту задачу и найти другие, более прямые средства этого воспитания, разыскивая их там, где их, конечно, и следует искать, т. е. в тех сферах,где активность и эмоции находят более полное и непосредственное свое обнаружение.

Scouting пытается подойти к вопросу о воспитании характера практически, и в этом опять-таки его несомненная заслуга. Теоретиков воспитания у нас довольно много, но никогда еще мы не встречались с попыткой систематического, массового воспитания молодежи, при том в крупном масштабе, при помощи определенных практических средств. Если бы даже средства эти оказались не соответствующими цели, то все же сама попытка представлялась бы чрезвычайно ценной, так как она толкает на правильный путь, по которому уже пошли и еще пойдут многие и, несомненно, на этом пути общими усилиями будут находить все новые и новые, все более и более целесообразные средства воспитания.

Но даже и те средства и приемы, которые уже применяются теперь, как показывает жизнь, дают, несомненно, хорошие результаты. Я не хочу быть голословным и приведу здесь ряд выдержек из английских журналов, свидетельствующих о результатах, достигнутых скаутским движением. Отметить эти результаты тем более важно, что, ведь, в конце концов, каждая система должна оцениваться по ее результатам.

В Headquarters Gazette за 1914 г. мы читаем описание следующих случаев:

«Скаут S.Starbrook Y.М.С.А. 1-го Shoreditch отряда награжден серебряной медалью за спасение утопающего мальчика в реке Lea. Мальчик случайно упал в реку в глубоком месте, заросшем водорослями, и уже начинал захлебываться, когда Starbrook, проходивший мимо, бросился к нему на помощь, нырнул в реку во всей одежде и с большим трудом вытащил мальчика, уже потерявшего сознание, на берег».

«Скаут W.F. Simmonds 9-го Wimbledon отряда награж-ден серебряной медалью за спасение утопающего мальчика, провалившегося сквозь лед на пруде. Мальчик играл на льду со своими товарищами, когда лед под ним внезапно подломился, и он оказался в воде. Simmonds лег на лед и схватил мальчика за руку, но лед не выдержал его тяжести, треснул, и оба погрузились в воду. После долгих усилий Simmonds''y удалось, однако, вытащить мальчика на берег».

«Медаль за заслуги присуждена скауту F.W.X. Woolcock 1-го Gravesend отряда за cпaсeниe ребенка от нападения лошади. Woolcock играл в крикет на Gravesend''cком поле. Маленькая девочка 2-х лет пришла также на поле и случайно спугнула пасшуюся там кобылу с жеребенком. Кобыла бросилась на ребенка, сбила его с ног и могла бы затоптать, когда Wookook бросился на помощь и своим bat''ом (валек для игры в крикет) оттолкнул лошадь и спас ребенка от опасности».

«Медаль за заслуги присуждена, патрульному лидеру P.E. Hales 1-го Asliford отряда за остановку убежавшей лошади, запряженной в повозку. Лошадь стояла на улице, когда в нее попал случайно камень, брошенный ребенком. Лошадь бросилась бежать во весь опор. Hales, выходивший в это время из своих ворот, заметив при-ближавшуюся лошадь, побежал в том же направлении и, когда лошадь оказалась с ним рядом, ему удалось схватить вожжи и остановить лошадь. Все это произошло не далее 30-ти ярдов от ворот школы, откуда как раз толпой выходили дети».

«Медаль за заслуги присуждена скауту R. Кеmр 10-го St. Paneras отряда за cпaceние девочки, которую грозила переехать вырвавшаяся лошадь, запряженная в повозку. Лошадь была почти на вершок от девочки, когда в эту критическую минуту Kemp бросился с тротуара на дорогу, схватил девочку и оттащил ее в сторону, потом поймал лошадь за узду и, хотя сам был сбит с ног, однако, успел остановить животное».

«Скаут Douglas Smith 4-го Ealing отряда пожертвовал своей жизнью, пытаясь спасти утопающего мальчика. Четыре мальчика купались вместе, когда один из них, Harold Upton, попал на глубокое место и был унесен течением. Smith, раздевавшийся в то время на берегу, бросился на помощь, не думая о том риске, которому подвергался сам. Он не умел хорошо плавать, но это не остановило его от попытки спасти товарища, он прыгнул в воду со словами: «попробую вытащить!» Он попытался схватить утопающего, но также отнесен был течением на глубину и скоро исчез под водой, мужественно борясь до конца. Мертвому, ему присуждена высшая награда за подвиг - бронзовый крест».

«Скаут С. Cross 4-го Hunts отряда награжден серебря-ной медалью за спасение утопающего мальчика. Три мальчика, игравших у мельничной запруды на реке Ouse, упали в воду. Двое из них были немедленно спасены людьми, находившимися на берегу, но третий унесен был течением. С. Cross прыгнул в воду, глубина которой в этом месте достигала 20 футов, и попытался плыть на помощь утопающему, но течением отнесен был на другую сторону реки. Он сделал, однако, вторую попытку и на этот раз ему удалось схватить мальчика. Оба они были вытащены из воды в состоянии полного изнеможения, причем спасенный мальчик был без чувств».

«Медаль за заслуги присуждена скауту С. W. Weeks 11-го Kensington отряда за остановку вырвавшейся лошади, запряженной в фургон. Лошадь мчалась галопом по улице. Weeks услыхал крики и бросился навстречу лошади, махая руками и пытаясь ее остановить. Когда лошадь была совсем близко, он отступил немного в сторону и поймал вожжи обеими руками, таким образом, задержал лошадь. Но при этом лошадь его лягнула: он упал на землю, фургон переехал через него и сломал мальчику ногу. Если бы Weeks''у не удалось задержать лошадь, почти неизбежно произошел бы серьезный, несчастный случай, так как лошадь галопировала прямо по направлению к одной из самых оживленных улиц».

Много подобных же примеров приводится в «Scouting for boys».
«Однажды в одном из домов на Shorekam Beach вспыхнул пожар. На сцену происшествия быстро явился 1-й Latimer отряд скаутов под начальством своего скаутмейстера Cummings. Отряд прекрасно справился со своей задачей, и мальчики не только остановили разгорающееся пламя, но и спасли из горевшего дома двух женщин и ребенка, оказали им первую помощь и положили повязки на поврежденные места».

«Скаутъ L. Rudd 2-го Leigh отряда заметил однажды, проходя мимо, маленькую девочку, спокойно игравшую на полотне железнодорожной лиши в Slioebury в то время, как приближался поезд. Скаут бросился вперед, перескочил через железнодорожную изгородь, перебежал полотно как раз перед самым поездом и едва успел схватить девочку и оттащить ее в сторону. При этом он сам получил сильный удар по голове и некоторое время находился в полубессознательном состоянии. Ребенок спасен был, исключительно, благодаря его быстроте и мужеству. Rudd награжден бронзовой медалью».

«Скаут Gregory 1-го Ilbeston отряда работал в шахте, как вдруг до его слуха донесся страшный шум, по которому он угадал, что поезд угольных вагонеток каким-то образом оборвал скрепы и теперь несся со страшной силой под уклон в шахту. Мальчик не растерялся. Он бросился к рельсам и успел заложить предохранительные колоды. Не сделай он этого, погибли бы десятки жизни рабочих, находившихся в шахте. Gregory награжден серебряной медалью».

«Скаут Lockley 1-го Atherstone отряда на ярмарке смотрел на карусель, приводимую в действие паровой машиной. Механик карусели наклонился, чтобы осмотреть двигатель, и в этот момент его платье было захвачено двигающимися рычагами, и он втянут был в машину. Lockley бросился к машине и, понимая кое-что в механике, потянул регулятор и остановил машину как раз во время, чтобы спасти жизнь несчастного механика».

«Скаут Albert Stevenson 15-ти лет 1-го Rotlierhithe от-ряда прогуливался по High Street в Deptford''е, когда он услыхал за собой предостерегающие крики прохожих. По улице неслась во весь опор пара взбешенных лошадей, запряженная в фургон. Мальчик едва успел увернуться, чтобы не попасть под колеса. Он бросился затем бежать за фургоном изо всех сил, и ему удалось вскарабкаться в фургон сзади. Но, когда он добрался до сиденья вощика, он нашел, что вожжи замотались вокруг лошадиных шей, и их невозможно было достать. Тогда он начал карабкаться вдоль по дышлу между галопирующими лошадьми. Добравшись до конца, он уцепился за дышло, упершись ногами в дышловые цепи. Ему удалось поймать лошадей под уздцы, и он потянул их назад, стараясь столкнуть их головами. Этим путем он мало помалу задержал лошадей и предотвратил, таким образом, дальнейшую опасность для прохожих».

Таких примеров, зарегистрированных печатью, можно было бы привести очень много, но и приведенных мною вполне достаточно для того, чтобы судить об уже достигнутых результатах системы scouting. Здесь достаточно отметить, что по пятому ежегодному отчету о скаутском движении, появившемуся в январе 1914 г., общая сумма присужденных скаутам наград за подвиги мужества, обнаруженные при спасении жизни, за все время с начала движения, т. е. за пять лет, достигла солидной цифры 792.

Орден серебряного волка получили с начала движения 216 мальчиковъ (1).

Эти цифры уже сами по себе достаточно красноречивы и не нуждаются в комментариях.

Интересно здесь заметить, что подвиги такого рода в большом количестве зарегистрированы также и среди скаутов других национальностей, там, где движение пустило прочные корни.


ПРОДОЛЖЕНИЕ. ЧАСТЬ 2.
ПРОДОЛЖЕНИЕ. ЧАСТЬ 3.
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Hosted by uCoz