В.С. Преображенский "Религиозное воспитание скаута". ЧАСТЬ 1.  

В первую очередь мне хотелось бы поставить вопрос о развитии религиозного мировоззрения и религиозного чувства.

Религиозные вопросы, к сожалению, теперь не в моде, особенно среди молодежи, и это очень жаль, так как только в области религии можно найти самые прочные устои и обоснования нравственных черт и отношений к людям. Кроме того, если вы хотите создать для себя полное и цельное миросозерцание, что очень важно для сформирования законченной личности, то вы никак не можете пройти мимо вопроса о Боге.

Конечно, когда я говорю о религии, я не подразумеваю под ней вероисповеданий с их церковными и обрядовыми особенностями, а имею в виду лишь общее признание Бога, как Всевышнего, Абсолютного Существа, и такое признание есть в сердце каждого человека, хотя часто оно существует в неопределенных, не вполне выявленных формах идей истины, добра и кротости.

Вот это-то признание Бога, часто смутное и неопределенное следует проявить, сделать более отчетливым и укрепить.

Как это сделать?

Наблюдение над природой, этим чудесным творением Бога, и сближение с ней может быть одним из средств познания Творца. По дивной картине мы можем почувствовать кисть гениального художника; по чудесному творению можно познать Творца. Стоит только присмотреться к явлениям природы, где непонятный для нас, необъяснимый силы производят удивительные действия, как невольно накрашивается вопрос: «Каким образом все это происходит? Где основная причина»? И также невольно является ответ: «Есть Высшая Сила, которая все это производить и всем управляет».

Кроме того, созерцание природы и размышление об ее явлениях в конечном итоге приводить к мысли, что и в нас самих действует та же высшая сила, творящая жизнь. Мы так же, как и окружающая нас природа, - творение этой Силы. Является сознание единства с природой, с другими людьми, со всей вселенной. А это сознание единства очень важно в моральном отношении, так как порождает любовь и бережное, заботливое отношение к окружающему миру.
Вот что говорить о религиозном чувстве основатель скаутизма, Баден-Поуэлль: «Древние рыцари, которым скауты должны подражать, были очень религиозны. Они старательно посещали церкви, особенно перед тем, как отправиться в бой или предпринять трудный подвиг. Они считали необходимым быть всегда подготовленными к смерти. На острове Мальте доныне сохранилась церковь, где молились древние рыцари и где во время чтения «Символа Веры» все они, стоя, вынимали мечи из ножен в знак того, что готовы защищать свою веру мечом и жизнью. Рыцари не только поклонялись Богу в церкви, но и видели Его в животных, растениях и в красоте природы. Точно так же и нынешние мирные скауты, где бы они ни были, должны с любовью глядеть на окружающий их мир, любить наблюдать за животными, населяющими его, и изучать чудеса в окружающих их цветах и растениях.

«Человек, не верующий в Бога и не исполняющий Его заповедей, мало на что пригоден».

«Существует много различных религий: христианская, иудейская, магометанская и т. д., но в них во всех основная черта - поклонение Богу, хотя и различными способами. Поэтому, когда вам попадается человек, исповедающий другую религию, чем вы, - не следует враждебно относиться к нему, а нужно считать, что он солдат той же армии, в которой служите и вы, но что у него другой мундир, и он принадлежит к другому роду оружия».
«Исполняя свой долг перед Богом, будьте всегда благодарны Ему. Когда вы испытываете какое-нибудь удовольствие, участвуете в интересной игре, сделаете что-нибудь хорошее или хорошо исполните что-нибудь, поблагодарите Его за это, хотя бы несколькими словами. Хорошо тоже благословлять в душе других. Например, при отходе поезда испросите Божье благословенье на всех, находящихся в поезде, и т. д.».

В частности, для христиан (ведь большинство из нас - христиане) я хотел бы дать еще три совета в целях развития и укрепления религиозного чувства.

Читайте и изучайте Священное Писание, главным образом, Евангелие. Составляйте кружки для этого изучения. В кружках работа идет лучше, и вопросы освещаются разностороннее. К глубокому сожаленью, Евангелие, эта святая книга, теперь почти забыта. Среди молодежи есть много таких, которые никогда эту книгу не открывали. Среди некоторых существует даже такое ходячее мнение, что это – сухая, неинтересная книга, что в ней проповедуются старые, избитые, давно надоевшие мысли, которые не имеют никакого значения для современной жизни.

Какое заблуждение! Я помню, как один студент, после горячего спора| о Евангелии, на мой вопрос: читал ли он эту книгу? - ответил: «Я не так глуп, чтобы тратить свое время на такие вещи!»

Это уже нечестно! Такое отношение недостойно мыслящего человека. Нельзя осуждать то, чего не знаешь, с чем не знаком лично. Серьезные вопросы требуют и серьезного отношения. Вы имеете полное право составить свое собственное мнение по любому вопросу, но составьте его после основательного исследования и самостоятельными усилиями. Ничего нет хуже широко распространенной в русском обществе привычки - судить обо всем с кондачка и на основании чужих слов.

Евангелие - действительно книга жизни и написана она именно для нас, для наших современников, для всех народов, для всех времен, а не только для тех, которые жили девятнадцать веков тому назад. Какой бы вопрос ни встал перед вами в жизни, в каком бы сомнении ни находились вы в критическую минуту, откройте книгу Нового Завета и там вы непременно найдете совершенно ясный, простой и точный ответ на ваш вопрос. Но к этой святой книге нужно подходить искренно и честно. Если вы беретесь за нее с заранее составленным предубеждением, что не найдете там ничего для себя полезного, если ищете там только материал для насмешливой и поверхностной критики, если нет в вас желания вникнуть в это высокое учение глубже и серьезнее, то лучше не беритесь за чтение этой книги совсем или отложите до того момента, когда у вас явится искренний и честный порыв ознакомиться с ней. А такой порыв всегда возможен, и вызвать его нетрудно, если только не заглохло совсем стремление к познанию истины и не ожесточилось почему-либо сердце против религии вообще.

Прежде, чем приступить к чтению, подумайте только про себя: «Сколько человеческих поколений относилось к этой книге с восторженным благоговением, находя здесь для себя и программу жизни, и утешение в минуты скорби, и силу для любви к другим! Сколько людей умерло с восторгом за исповедание этого учения, считая это величайшим счастьем для себя! Проходили века, сменялись поколения, а книга эта не умирала, и для миллионов лю-дей слова ее звучали, как глаголы жизни!»

Если подумаете только серьезно, что значила и чем была эта книга для человечества, то почти наверняка можно сказать, что в глубине души вы почувствуете к ней невольное уважение. Нельзя относиться с презрительной насмешкой к тому, за что умели умирать люди. Если же все-таки найдете такую усмешку на своих губах, то знайте, что вы серьезно больны самомнением и легкомыслием, и вам надо принять какие-нибудь решительные меры против этого.

Как надо затем читать Священное Писание? Некоторые извлекали особенную пользу от изучения некоторых самых назидательных книг Писания. В Библии, как вам известно, 66 отдельных книг, но эти книги не все в одинаковой мере назидательны. Большой знаток этого дела в Америке указал на следующий наиболее продуктивный порядок чтения Священного Писания. На первом месте он поставил четыре Евангелия: от Матвея, от Марка, от Луки и от Иоанна. Затем послания апостола Павла, первое послание Иоанна, Псалтирь и книгу Иова.

Поэтому полезнее вначале уделить время на изучение именно этих книг, а не разбрасываться по всем книгам Библии.


ПРОДОЛЖЕНИЕ СТАТЬИ
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Hosted by uCoz