Скаутская система воспитания молодежи представляет чрезвычайно интересный образец практической педагогики, заслуживающий самого серьезного внимания. Основатель скаутизма, английский генерал Баден-Пауэлл - не кабинетный ученый и даже вообще не ученый, а, прежде всего, практик, и его заслуга не в новизне его теоретических взглядов, а в практической их разработке и проведении в действительную жизнь.
Основная задача скаутизма состоит в воспитании характера, т.е. активности и эмоций, и в этом смысле скаутская система, представляет ценное дополнение к существующей школьной системе, носящей, по преимуществу, рассудочный характер. Школьное обучение неизбежно выдвигает на первый план рассудочную деятельность, ставя активность и развитие эмоций лишь во вторую очередь, а при таких условиях идеал гармоничной личности не может быть осуществлен.
Необходимость воспитания воли и моральных эмоций особенно остро чувствуется в русском обществе, и все попытки, идущие в том направлении, заслуживают самого серьезного внимания, как бы ни были они несовершенны.
В скаутизме мы встречаемся в первый раз с попыткой доставить практически в широком масштабе задачу громадной важности: вопрос о народном воспитании. Громадная масса детей, как у нас, так и за границей, остается вне всякого планомерного, положительного воспитательного воздействия, и единственным воспитательным фактором для них является среда и случайности жизни, часто грубой и вредной по своему влиянию. Именно для этой массы детей скаутизм стремится создать среду и обстановку, имеющую воспитательную ценность с целью помочь детям стать честными, бодрыми, здоровыми людьми и хорошими гражданами.
Скаутизм подходить к вопросу о воспитании характера практически, и в этом опять-таки его несомненная заслуга. Теоретиков воспитания у нас довольно много, но никогда еще мы не встречались с попыткой систематического, массового воспитания молодежи, при том в крупном масштабе, при помощи определенных практических средств.
Если бы даже средства эти оказались не соответствующими цели, то все же сама попытка представлялась бы чрезвычайно ценной, так как она толкает на правильный путь, по которому уже пошли и еще пойдут многие и, несомненно, на этом пути общими усилиями будут находить все новые и новые, все более и более целесообразные средства воспитания.
Но даже и те средства и приемы, которые уже применяются теперь, как показываете жизнь, дают, несомненно, xopoшие результаты. Английской печатью зарегистрировано множество подвигов мужества, проявленного скаутами в различных случаях жизни. Достаточно отметить, что по пятому ежегодному отчету о скаутском движении, появившемуся еще в 1914 году, общая сумма присужденных скаутам наград за подвиги, совершенные скаутами при спасении жизни, за все время с начала движения, т.е. за пять лет, достигла солидной цифры - 792.
Несомненно, таким образом, что скаутская система уже принесла в Англии хорошие результаты, и по одному этому можно думать, что в ее основе лежат верные принципы.
Средства скаутского воспитания основаны на изучении и хорошем знании натуры мальчиков. Мальчики любят все героическое, в какой бы форме оно ни проявлялось: в форме ли необыкновенных приключений, или в форме самоотверженных подвигов служения ближним. Этой потреб-ности героического скаутизм идет навстречу в своих играх, с которыми часто связываются подражательные акты служения ближним (например, перевязка раненых, тушение пожаров и т. п.), и в той подготовке к несчастным случайностям, которую он дает мальчикам и которая допускает возможность уже действительных подвигов.
Кроме элемента героического, мальчиков привлекает к скаутизму его вечно-деятельный характер. Детской потребности деятельности скаутизм отвечает вполне, так как его основным стремлением служит то, чтобы ничто, по возможности, не оставалось в области только слов и отвлеченных представлений, но сейчас же переходило в практику.
Несомненно, этот метод является самым действенным при воспитании характера и особенно воли, так как воля может развиваться только путем волевых действий.
Наконец, еще две черты в скаутизме привлекательны для мальчиков: тот простор, который он дает воображению, и возможность жизни на лоне природы (лагерь).
Практический смысл подсказал Баден-Пауэллу верный прием для достижения своих задач. Ему нужно было развития в детях характера, и вот из всего громадного разнообразия форм жизни он выбрал те, в которых, по его мнению, обнаруживается наиболее сильный характер: жизнь ковбоев, рыцарей, трапперов и т. д.. И эту жизнь, конечно, в смягченном и упрощенном виде, он попытался сделать воспитательным средством для детей.
Таков его практически метод разрешения педагогической задачи.
В России скаутизм представляет явление сравнительно недавнее, но он уже успел найти для себя как искренних приверженцев, так и противников. Чуть ли не самое главное обвинение, которое выставляется против русского скаутизма заключается в том, что эту «новую систему желают захватить в свои руки разные патриотически настроенные чиновники, разные карьеристы от спорта и от педагогики».
Очень может быть! Где нет этих карьеристов? И к какому идейному движению ни желали бы примазаться господа, рассматривающие всякое явление общественной жизни с точки зрения личных выгод? Но из-за этих господ отказываться от системы, в основе которой лежат, несомненно, верные принципы, не значило ли бы это «из-за блох сжечь все одеяло?»
Во всех, странах без исключения, в том числе и в России, мальчики часто сами берут в руки эту новую «игру», какой представляется им скаутизм, и отдаются ей со всем увлечением и неизбежными ошибками молодости.
Русское общество не может отнестись к этому безучастно, и его роль в данном случае и, в частности, роль идейных деятелей движения должна заключаться в том, чтобы очистить русский скаутизм от вредных элементов и направить по верному пути.
Возможно ли это? Можно с уверенностью сказать: да, возможно!
Как бы ни были слабы эти деятели, но за ними стоят две громадный силы: здоровый инстинкт общества и идеализм русской молодежи. И даже теперь, несмотря на то, что русский скаутизм имеет за собой совсем крохотную историю, можно видеть, как уверенно и систематически, каким-то непонятным, почти органическим процессом эти две силы выталкивают из российских форм скаутизма все ненужное, неподходящее, всю шелуху, оставляя лишь здоровое ядро.
Организации, основанные карьеристами и не имеющие ничего общего с вопросами воспитания, умрут естественной смертью. Здоровое семя останется и вырастет в большое дерево.
Мы далеки от того, чтобы рассматривать скаутизм, как воспитательную систему, совершенную во всех отношениях. По признанию самого основателя, Баден-Пауэлла, это - лишь своего рода «первая помощь» против недостатков современного воспитания. Но в этой «первой помощи» заложены богатые возможности, и их необходимо использовать и развить.
В.С. Преображенский
|