Священноисповедник Василий Кинешемский – святитель и воспитатель юношества  

Доклад подготовлен к региональной детско-юношеской историко-церковной конференции «Новомученики и исповедники Российские ХХ века: значение подвига героев духа», проходившей 24 сентября 2012 г. по благословению митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы в Национальной библиотеке Чувашской Республики г. Чебоксары.
----------------------------------------------------------

Дорогие братия и сестры, вас приветствует 45-й отдельный сводный отряд Организации Российских Юных Разведчиков священномученика Чувашской земли Епископа Германа (Кокеля). Наш отряд создан по благословению Митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы и протоиерея Александра (Ермолаева) - настоятеля храма «Всех скорбящих Радость» г. Канаш. В настоящее время нет ни одной почти страны в Европе, где бы не существовали организации юных разведчиков – скаутов. Деятельность ОРЮР в современной России благословлена Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II. В России отряды юных разведчиков появились в 1909 г. и существуют уже во многих городах. Нетрудно подсчитать, что организация существует уже более 100 лет. Вы спросите, причем тут скауты-разведчики, если тема сегодняшней конференции: «Новомученики и исповедники Российские ХХ века: значение подвига героев духа». В 1923 году российское разведчество было запрещено в Советской России. Многие руководители и разведчики подверглись репрессиям. Сохранилось разведчество благодаря русским людям в эмиграции. До сих пор многие ничего не знают о разведчестве, но на всякий случай относятся недоброжелательно. Поэтому мы решили сегодня рассказать о священномученике Василии Кинешемском, внесшего большой вклад в развитие скаутского движения в России и прославленном в августе 2000 года Юбилейным Архиерейским собором Русской православной церкви в лике Новомученников и Исповедников Российских. Инициатором и главным вдохновителем зарождения в России детского движения был император Николай II. В 1908 Николаем II было дано распоряжение о создании сети детских школ военного строя и гимнастики. Осенью 1909, прочитав в оригинале, он распорядился перевести и издать книгу английского генерала Р.Баден Пауэлла «Scouting for boys» (разведка для мальчиков), которая стала основой различных методов работы с детьми (потешные, юные разведчики, юные саперы и т.д.). В Русской Православной Церкви также причислен к лику святых скаут — страстотерпец цесаревич Алексей Николаевич. Царевич Алексий, наследник, был почетным скаутом Царскосельской дружины, хотя по причине своей болезни он не мог принимать участие во всех вылазках и походах. Это было опасным для его жизни. Но Государь счел важным официально зачислить наследника в ряды скаутов, а двоюродные братья, великие князья, деятельно участвовали в жизни скаутских отрядов и рассказывали юному наследнику о своих приключениях.

Святитель Василий Кинешемский (в миру Вениамин Сергеевич Преображенский), написал ряд педагогических пособий для скаутского движения и занимался адаптацией системы «скаутинг» для России. Скауты? Или русское слово «разведчики»? Преображенский говорил, что «может быть и хорошо, что слово «скаут» непонятное, в него мы вольем много больше значения и смысла». В основе научной педагогики ОРЮР лежат труды многих общественных, религиозных и научных деятелей начала 20-го века. Основная идея разведчества: «Служить Богу, Родине и ближним». Христианство в действии. После 1917 года в России воспитание детей и молодежи берет в свои руки большевистская власть. Создается движение «юных коммунистов», потом комсомол, и в 1922 году – пионеры. Пионеры возникли в России после запрета скаутского движения и многое у него взяли. Основой для пионерской организации стал имевшийся богатый опыт русского скаутского движения. Еще во время Гражданской войны скаутские организации помогали разыскивать бездомных детей, организовывать отряды детской милиции и оказывали социальную помощь Н.К. Крупская предложила создать детскую организацию «скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию». Скаутское движение трансформировалось в пионерское и стало подконтрольным высшим партийным и комсомольским органам. После краха коммунистического режима страна вынуждена признать преемственность пионеров от скаутов и вернуться к первоосновам. Пионерский девиз: «К борьбе за дело коммунистической партии будьте готовы!» - ответ «Всегда готовы!» У Российских юных разведчиков девиз: «Будьте готовы!» - «Всегда готовы! За Россию!».

По благословению Митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы 18 ноября 2011 г. 45-й отдельный сводный отряд ОРЮР священномученика Германа (Кокеля) при храме «Всех скорбящих Радость» г. Канаш принял участие в открытом городском молодежном фестивале «Кинешемский благовест», посвященном памяти святителя Василия епископа Кинешемского. Город Кинешма расположен на правом берегу Волги в 100 км от Иваново, протянувшись вдоль берега реки более чем на 15 километров. Родительский дом святителя Василия не сохранился, а стоял он рядом с Вознесенским храмом, где служил сначала отец святителя - священник Сергий (Преображенский), а потом – и он сам. Храм расположен в 100 м от набережной Волги и на одной улице с Кафедральным собором Кинешмы.
По приглашению о. Агапита мы побывали в Вознесенском храме, где служил и проповедовал Святитель Василий. Вот что мы узнали о святителе: в миру - Вениамин Сергеевич Преображенский. Родился 19 января 1876 (н. ст.) в семье священника. Педагог, по обету (после, того как чуть не утоп) принял монашество. Зная в совершенстве как древние, так и новые европейские языки, Вениамин для более углубленного изучения европейской культуры уехал в Англию и 1910-1911 годы прожил в Лондоне. После возвращения в Россию он поступил преподавателем иностранных языков и всеобщей истории в Миргородскую мужскую гимназию. Участник двух съездов по скаутизму, лично беседовал и слушал лекции основателя мирового скаутского движения Роберта Баден-Пауэлла. После специальной поездки в Англию в 1914 году, где будущий святитель подробно изучал скаутский метод, вышли в свет две его книги «Бой-скауты», признанные Съездом лучшими. Будущий святитель земли российской занимался адаптацией системы «скаутинг» для России. I Съезд постановил ознакомить с трудами В. С. Преображенского все школы, гимназии и лицеи России, но грянула революция. В.С. Преображенский писал: «Основная задача скаутизма состоит в воспитании характера, …, и в этом смысле скаутская система представляет ценное дополнение к существующей школьной системе, носящей, по преимуществу, рассудочный характер. Необходимость воспитания воли и моральных эмоций особенно остро чувствуется в русском обществе, и все попытки, идущие в том направлении, заслуживают самого серьезного внимания, …. В скаутизме мы встречаемся в первый раз с попыткой доставить практически в широком масштабе задачу громадной важности: вопрос о народном воспитании. Громадная масса детей, как у нас, так и за границей, остается вне всякого планомерного, положительного воспитательного воздействия, и единственным воспитательным фактором для них является среда и случайности жизни, часто грубой и вредной по своему влиянию. Именно для этих детей скаутизм стремится создать среду и обстановку, имеющую воспитательную ценность с целью помочь детям стать честными, бодрыми, здоровыми людьми и хорошими гражданами» В книге своих воспоминаний «О днях былых» Старший Русский Скаут Олег Иванович Пантюхов пишет о встрече с Вениамином Сергеевичем Преображенским: «На квартире у нас состоялись 2-3 заседания руководителей скаутов. Казалось, что если все будет благополучно, то Москва может стать хорошим скаутским центром. Был поднят вопрос, конечно, о названии, и милый Преображенский убедительно говорил мне, что надо оставить иностранное название «скаут»… Какой славный был этот Преображенский! Он не только отлично снова перевел книгу Баден-Пауэлла, но снабдил перевод русскими дополнениями, и все это было издано журналом «Вокруг Света» под редакцией Попова. Преображенский несомненно предчувствовал крушение России и говорил, что если большевики воцарятся, он не станет с ними работать, а уйдет в монастырь, в Сибирь, или вот еще что он может придумать: он претворится босяком!.. И он становился в разнузданную позу, поднимал воротник пиджака, взъерошивал волосы и начинал говорить простоватым жаргоном. Впечатление было очень яркое. Мы надеялись, что до этого не дойдет и сводили разговор на скаутские темы: скаут должен верить в лучшее будущее! Но скаут должен быть «Всегда готов» – с этим мы все были, конечно, согласны».

Святитель Василий вел подвижническую жизнь, активно проповедовал и миссионерствовал в годы советской власти, создавал кружки по изучению Писания. Беседы, которые проводились в храме и в кружках, святитель собрал в одну книгу, которую он назвал «Беседами на Евангелие от Марка». Вот эта книга.(Показать). Проявил активное участие в судьбе сирот, чьи родители погибли от голода на Поволжье. В 1923 году его первый раз арестовывают. После почти непрерывно продолжавшихся арестов, лагерей и ссылок 5 ноября 1943 года ярославским НКГБ епископ Василий был арестован и 7 ноября заключен в ярославскую внутреннюю тюрьму. Конфискованного имущества у владыки оказалось немного: один ветхий подрясник, деревянный крестик, иконка, детская игрушка, кожаный ремень и расческа. При приеме в тюрьму врач поставил диагноз: миокардит и рекомендовал легкую работу. Владыке было шестьдесят восемь лет. Допросы начались на следующий же день. И в тот же день ночью. И на следующий день. И на следующий день. И снова ночью. Следователей было двое, и они менялись. Иногда их сменял третий следователь. Епископа допрашивали, не давая ему спать по многу суток. Измученный двухмесячным пребыванием в ярославской тюрьме и допросами, едва живым был доставлен святитель в Москву. При приеме во внутреннюю тюрьму НКГБ 26 января врач поставил диагноз: миокардит, артериосклероз, истощение и выписал направление в больницу. В конце января владыку отправили в больницу Бутырской тюрьмы. Но пробыл он здесь недолго. 13 июля епископа перевели в Бутырскую тюрьму и здесь объявили приговор: пять лет ссылки, после чего у владыки случился тяжелый сердечный приступ. Общим этапом он был отправлен в тюрьму города Красноярска, где ему объявили, что до места ссылки в село Бирилюссы он должен следовать сам. Кроме подрясника, иконки, креста у владыки не было ничего; он нашел крохотный клочок бумаги и написал заявление в красноярский НКГБ, чтобы из денег, отобранных при аресте, ему выдали хотя бы сто рублей на первоначальное обзаведение. Глухое сибирское село, заброшенное среди речек и бескрайних лесов. Нравы молодежи развращены безбожием и ужесточены войной. От происходящей кругом жестокости даже малые дети дичали. Долго епископ не мог найти себе квартиру и, наконец, поселился в доме вдовы, имевшей трех малолетних детей. Когда владыка молился, они скатывали из конского навоза шарики и бросали ими в святителя со словами: «На, дедушка, покушай». Вскоре Господь даровал ему некоторое облегчение: верующие женщины нашли ему другую квартиру. Хозяйка была одинока, и у нее в это время жила ссыльная монахиня. 13 августа 1945 года епископ почувствовал приближение смерти и позвал жившую у хозяйки монахиню. Он попросил ее прочесть канон на исход души. Монахиня начала неспешное чтение, владыка молился. Когда она прочла последнюю молитву, святитель сам твердым голосом произнес: «Аминь», — и тихо почил. Через 40 лет, 5/18 октября 1985 года, обретены были честные останки святителя и перевезены в Москву. В июле 1993 года мощи епископа Василия были перенесены в Свято-Введенский женский монастырь города Иванова. В августе того же года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил местное почитание святого. В 1993 году причислен к лику местночтимых святых Ивановской епархии.

А когда совсем стемнело Светлана Юрьевна Фокина, пригласившая нас на фестиваль и являющаяся директором «Благотворительного фонда сохранения наследия святителя Василия епископа Кинешемского» организовала экскурсию к месту, где жил во время гонений святитель к строящемуся мемориальному дому и месту будущей часовни. Мы шли в темноте с фонариком по улочкам, молились и слушали удивительные рассказы Светланы. Отказавшись от какой бы то ни было собственности, Владыка поселился на окраине города в маленькой баньке, стоявшей на огороде у вдовы-солдатки Анны Александровны Родиной. Никакого имущества или обстановки у святителя не было, спал он на голом полу, положив под голову полено. Подвиг свой он от посторонних скрывал, принимая приходящих в канцелярии, устроенной в доме рядом с Вознесенской церковью. Далеко находилась банька от храма. Каждое утро, еще до рассвета, владыка шел пешком через весь город в храм и возвращался домой поздно ночью. Не один раз грабители останавливали его на улице, и он с кротостью и любовью отдавал им все, что имел; вскоре они стали его узнавать и не тревожили.
Было очень интересно, но, к сожалению, нам уже было пора возвращаться домой. Тепло простившись, мы выехали в обратную дорогу.

Мы счастливы, что побывали в таком замечательном городе, познакомились с его жителями, памятниками, храмами. И благодарим всех, кто организовал для нас эту незабываемую поездку.

Организацией российских юных разведчиков (ОРЮР, скаутская организация России) создан сайт о святителе Василии, исповеднике, епископе Кинешемском. Материалы сайта раскрывают неизвестные страницы биографии этого выдающегося архипастыря, который является одним из основоположников и популяризаторов скаутизма в России. http://svtvasilkineshemskiy.narod.ru/ . Здесь можно прочитать житие святителя, воспоминания, прочитать труды, посмотреть фотографии и видеоматериалы.


Светлана Шишова

Hosted by uCoz