Воспоминания протоиерея Сергия Щукина  

Из личных воспоминаний*.
Вениамин Сергеевич Преображенский.

Живя в первые годы революции в Москве, мне пришлось встречаться с некоторыми представителями московской интеллигенции, для которых октябрьский переворот послужил толчком для полного внутреннего перерождения. Это были своего рода "кающиеся интеллигенты", осознавшие свою вину в годы, предшествовавшие революции.

Среди них наиболее запомнилась мне личность Вениамина Сергеевича Преображенского. В те годы ему было лет 40-45. Сын священника, он учился в духовной академии, а потом, под влиянием духа времени, поступил в университет. Это совсем не значит, что он потерял веру; нет, он остался верующим, но его более привлекала педагогическая деятельность, чем священническая. Он был талантливым педагогом, причем его интересовали не столько вопросы образования, сколько воспитания и, в частности, религиозного. Поэтому, он часто посещал доклады в Московском Христианском Студенческом Кружке, где я с ним и познакомился. Он оказался интересным собеседником и охотно беседовал со студенческой молодежью на религиозно-нравственные темы.

Между прочим, от Вениамина Сергеевича я впервые более подробно узнал о скаутизме. Он рассказывал нам, что бывал заграницей для ознакомления с европейскими школами. Что, будучи в Англии, его особенно заинтересовала воспитательная система Баден-Пауэлла, т.е. "бой-скаутизм", который в те годы только что появился. Эта система Вениамину Сергеевичу так понравилась, что он, вернувшись в Москву, написал книгу о бой-скаутизме. Я теперь уже не помню названия книги, но, мне кажется, что это была первая книга на русском языке о скаутизме. Вениамин Сергеевич подарил эту книгу в библиотеку Кружка, и я тогда с нею познакомился.

Не могу точно сказать, применял ли сам Bениамин Cергеевич в своей гимназии скаутские методы, но во всяком случае, он был одним из первых, кто познакомил русское общество с основами скаутизма.
А теперь перейду к тому, как реагировал Вениамин Сергеевич на приход к власти большевиков. В конце октября 1917 года в Москве происходило восстание большевиков. Силам красных несколько дней оказывали сопротивление отряды юнкеров, находившихся в Кремле и в некоторых московских зданиях. Многие москвичи были очевидцами этих эпизодов, гражданской войны, когда с обеих сторон проливалась кровь русских людей, главным образом, молодежи. Среди других все это наблюдал и В.С. Преображенский. Картины братоубийственной борьбы на московских улицах до такой степени потрясли его душу, что он уже не мог дальше оставаться в Москве и жить своей обычной жизнью. Его преследовал вопрос: как могли русские люди дойти до такого состояния? В конце концов, он пришел к выводу, что он сам виноват в свершившемся. Для него, как для верующего христианина и педагога стало ясно, что главной причиной революции было неправильное воспитание русских людей, о котором недостаточно заботилось правительство, церковь и общество.
В то же время Вениамин Сергеевич понял свою собственную ошибку и воспринял ее, как свой грех перед народом. Он осознал, что его обязанностью, как окончившего духовную школу, было стать священником и позаботиться о духовном просвещении народа. Но так как он сам, подобно многим другим семинаристам, уклонился от этой обязанности и избрал другой путь, то и на нем лежит часть ответственности. Придя к такому выводу, Вениамин Сергеевич не только покаялся, но и решил сделать все возможное, чтобы исправить свой грех. Он сразу заявил об уходе с должности преподавателя и, почти ни с кем не простившись, уехал к себе на родину в город Кинешму Костромской губернии.

Мы не знаем дальнейших подробностей, но стало известно, что Вениамин Сергеевич вскоре принял монашество (он не был женат) с именем Василий. Через несколько лет, еще при жизни патриарха Тихона, был хиротонисан во епископы и сделался Преосвященным Василием Кинешемским.

На этом посту владыка Василий развил такую проповедническую и организационную деятельность, что вскоре был арестован советской властью и отправлен в ссылку. Из ссылки епископ Василий уже не вернулся, как и многие из священников и архииереев того времени…
Да будут эти краткие строки скромным венком на безвестную могилу убиенного раба Божия епископа Василия (Преображенского), одного из зачинателей Русского Скаутского Движения.

Протоиерей СЕРГИЙ ЩУКИН, духовный руководитель русских скаутов-разведчиков в г. Торонто, Канада, 1971 г.

------------------------------------------------
* Щукин Сергей Сергеевич (1891 - 1977), родился в 1891 году в г. Ростов-на-Дону в семье инженера-железнодорожника. Учился в специализированном московском техническом учебном заведении. В 1918 г. получил диплом инженера-химика. Активный участник московского, а затем ростовского отделения Российского студенческого христианского движения. В 1934 г. был арестован органами НКВД за религиозную деятельность. Приговорен тройкой к пяти годам заключения по ст. 58, п. 10 (контрреволюционная агитация). Ссылку провел в Ухто-Печерских лагерях в Коми. В 1943 г. эвакуировался на Запад. В 1946 г. рукоположен епископом Нафанаилом (Львовым) в сан иерея на Благовещение в барачном храме св. Прокопия Устюжского в г. Гамбург (Германия). Жил и служил в лагере для перемещенных лиц Фишбек под Гамбургом (Германия) в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). С 1949 г. служил в г. Брадфорд (Йоркшир, Англия). В 1952 г. переехал в г. Торонто (пров. Онтарио, Канада). Протоиерей. Служил вторым священником в Торонто. Активно работал с молодежью, организовал приходскую школу, Владимирский кружок для старшей молодежи, являлся духовным руководителем русских скаутов-разведчиков в г. Торонто (Канада). С 1966 г. до своей кончины был настоятелем Свято-Троицкого храма в г. Виндзор (Канада). Митрофорный протоиерей (1976). Скончался 5 января 1977 г. Похоронен на кладбище Свято-Троицкого монастыря в г. Джорданвилль (США).


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Hosted by uCoz